Принадлежащая литовской фирме рыба гниет в Эстонии из-за уголовного дела

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Иллюстративное фото
Иллюстративное фото Фото: Tiina Kõrtsini / Õhtuleht

Сейчас часто в СМИ проходит информация, что из всех прибалтийских стран Эстония лидирует и опережает в своем экономическом и правовом развитии Латвию и Литву. Однако ситуация, в которую попало литовское предприятие UAB Fibex, заставляет в этом усомниться. Бездействие правоохранительных органов Эстонии и отсутствие желания сотрудничать удивляет не только литовских предпринимателей, но и сотрудников правовых органов Литвы, пишет 15min.lt.

В конце марта 2012 года UAB Fibex купила в Норвегии мороженую форель, стоимость которой составляет 270 000 литов (78 200 евро). Доставкой данного груза занималась литовская экспедиционная компания. Во время транспортировки груз к месту назначения не прибыл, а при странных(загадочных) обстоятельствах пропал на территории Эстонии.

Факты ясно показывали, что груз незаконно присвоили нечестные перевозчики. Через некоторое время эстонские компании, которые занимаются переработкой и торговлей рыбой, получили предложение о приобретении мороженой форели по ценам ниже рыночных. Об этом от своих партнеров узнали работники UAB Fibex и незамедлительно проинформировали правоохранительные органы Литвы и Эстонии.

В мае 2012 представители UAB Fibex самостоятельно нашли рыбу, обнаружив преступников и разыграв покупку данного груза у них. Компания передала всю информацию правоохранительным органам и ветеринарной службе Эстонии, под чьим контролем груз находится до сих пор. Казалось, в связи с быстрым раскрытием преступления правоохранительным органам осталось только арестовать преступников и готовить дырки для орденов.

По данному преступлению было начато досудебное расследование в Главном комиссариате Каунасского уезда по статье 182 часть 2 УК ЛР (мошенничество – присвоение обманным путем чужого имущества в крупных размерах). Во время досудебного расследования было установлено, что задержанный в Эстонии груз является тем самым, который приобрела UAB Fibex в Норвегии. Аутентичность груза подтвердили эксперты производителя, которые четко указали знаки отличия (упаковочные материалы, вид заморозки, метки на рыбе и т.д.), а также документация, связанная с грузом.

Было установлено, что к тому моменту, как груз был найден, была сфальсифицирована документация, изменены этикетки на таре. Были предъявлены договоры о приобретении данной рыбы в Финляндии, транспортные накладные. Обращал на себя внимание тот факт, что во всех документах отсутствовали печати и имена должностных лиц, подписавших договоры. В накладных также не было печатей и наименования и государственных номеров грузового автомобиля, осуществившего перевозку. Было указано, что рыбу эстонская компания купила у финской компании, представители которой о данной сделке ничего не знали.

На основании процессуальных действий и принятых решений во время расследования, проводимого в Литве, замороженная форель является вещественным доказательством, имеющим значение для расследования преступления, но согласно статье 93 часть 2 УК ЛР возможно вернуть груз законному владельцу до окончания досудебного расследования. Такая возможность предоставляется, когда у товара есть ограниченный срок использования и когда задержанный товар при хранении теряет свои качественные свойства, т.е. рыночную ценность.

Каунасский уездный суд в июле 2012 года принял решение, которым санкционировал изъятие мороженой форели, т.е разрешил забрать всю рыбу и доставить ее в Литву до того момента, пока будет принято окончательное решение суда. Все процессуальные решения были переданы правоохранительным органам Эстонии в конце июля 2012 года, согласно регламенту о ходатайстве о международном сотрудничестве. До сих пор действия, указанные в ходатайстве о правовой помощи, не осуществлены и не получены ответы от эстонских правовых органов.

Литовская компания и правоохранительные органы Литвы столкнулись с очень формальным отношением эстонских правовых органов к сложившейся ситуации. На протяжении четырех месяцев эстонские правоохранительные органы затягивали с ответами на ходатайство о международной правовой помощи от Литвы и очень формально оценивали их (например, ответ на ходатайство, которое было передано в мае 2012 года, был получен только в июле, сами ответы приходили на эстонском языке, хотя ходатайства были высланы на английском). Но самое главное, на протяжении шести месяцев груз с мороженой рыбой не был передан законным владельцам, хотя все нужные процессуальные решения с литовской стороны были предприняты, а эстонские правоохранительные органы не осуществляли никаких реальных действий, чтобы вернуть груз пострадавшей стороне и наказать виновных.

Такое бездействие и халатное отношение эстонских правовых органов власти не только мешает осуществлению принятия процессуальных решений правовых институтов Литвы и нарушает интересы UAB Fibex, но идет в разрез с постановлениями, которые обязательны в рамках международного сотрудничества об оказании правовой помощи в расследовании уголовных преступлении. Например, статьи 4 части 2 и 3 Конвенции стран Евросоюза по международному сотрудничеству в рамках правовой помощи по уголовным расследованиям обязывают удовлетворить ходатайство в кратчайший срок, а при невозможности – дать ответ, какие обстоятельства мешают осуществлению ходатайства. По данному конкретному случаю ходатайства от Литвы не только не исполняются эстонской стороной, но Эстония не сообщает о причинах, которые могут помешать их выполнению.

В сложившейся ситуации UAB Fibex и правовые институты Литвы стали заложниками бездействия эстонских правовых органов. Срок реализации данного дорогостоящего груза заканчивается в начале марта 2013 года. Так что время для принятия решения о судьбе данного груза уменьшается, а риск, что груз станет непригодным для употребления, увеличивается.

Хищение груза на территории Эстонии и отсутствие каких-либо реальных действий по данному делу на протяжении семи месяцев со стороны эстонских органов власти нанесло не только существенный материальный ущерб UAB Fibex, но и может привести предприятие к разорению. Данный случай ставит под сомнение надлежащее исполнение своих должностных обязанностей правоохранительными органами Эстонии и оказание ими должным образом правовой помощи Литве в рамках международного сотрудничества. Однако на текущий момент приходится только ждать и наблюдать, будут ли выполнены Эстонией обязательства по международному сотрудничеству в сфере правовой помощи и как закончится описанная неопределенная ситуация в рамках законных интересов.

Каунаский окружной суд дал разрешение доставить товар до вынесения судебного решения в Литву, а Харьюский уездный суд 12 октября выпустил постановление, разрешающее передачу товара литовским властям в качестве вещественного доказательства. Постановление, однако, не исполнено, поскольку эстонское предприятие подало в Госсуд.

Помощник госпрокурора Меэлис Сентифол сказал Postimees, что речь идет об уголовном расследовании в Литве и раскрыть его подробности он не может. «Но действительно госпрокурор направил в Харьюский уездный суд ходатайство о передаче имущества иностранному государству, и суд это ходатайство удовлетворил. Однако судебное решение было обжаловано третьим лицом, проходящим по делу, которое не желало передачи товара. На сегодня жалоба дошла до Госсуда, что препятствует выдаче рыбы».

Руководитель бюро надзора и контроля Ветеринарно-продовольственного департамента Тармо Сикк заявил, что товар фирмы UAB Fibex арестован Харьюским уездным судом по ходатайству прокуратуры и находится под надзором Ветеринарно-продовольственного департамента, поскольку не удовлетворяет установленным требованиям, является поддельным и неидентифицируемым.

Сикк добавил, что для реализации постановления уездного суда препятствий нет. «По состоянию на сегодняшний день к нам никто не обращался за реализацией постановления». Ветеринарно-продовольственный департамент со своей стороны делает все, чтобы помочь в расследовании.

Кража товара и судебное расследование нанесло UAB Fibex серьезный материальный ущерб и может даже довести предприятие до банкротства.

Наверх