Когда видео- и аудиозаписи, а также показания полицейского станут источником доказательства, время, расходуемое на производство по проступку, значительно сократится. Сейчас разбирательство одного проступка занимает у полицейского 45 минут.
Время производства по проступку может сократиться вдвое
Министерство внутренних дел разработало проект закона, с внедрением которого существенно сократится время разбирательства проступка.
«Цель этой поправки к закону состоит в том, чтобы сделать производство по проступку более простым и качественным. Проще говоря, это значит, что мы хотим сократить чрезмерную бюрократию и возможность ошибок, связанных с человеческим фактором и субъективностью», — пояснил министр внутренних дел Кен-Марти Вахер.
Например, планируется на уровне закона сделать видео- и аудозаписи доказательственным материалом. В данный момент они не являются таковыми. Как сказал Вахер, сейчас они определяются как дополнение к протоколу о проступке — это значит, что их нужно оформлять.
«Мы существенно упростим процедуру — протокол в значительной мере будут заменять видеозаписи», — отметил Вахер.
Новый источник
Глава МВД сказал, что в данный момент все имеющиеся в Эстонии автомобили транспортного подразделения уже оснащены видеосистемами. В наличии сейчас 30 машин, и в следующем году это число планируется увеличить.
«В дальнейшем мы планируем снабдить все патрульные автомобили разными видеосистемами», — сказал он и добавил, что камеры измерения скорости тоже все чаще снабжаются видеосредствами.
Руководитель отдела охраны правопорядка Департамента полиции и погранохраны Тармо Мийлитс добавил, что использование аудио- и видеозаписей сократит число судебных споров.
«Все-таки аудио- или видеозапись, например, при воспроизведении показаний, объективнее, чем запись, сделанная на бумаге, — отметил он. — В случае с последней всегда могут возникнуть споры, все ли было записано так, как сказал участник производства, и более того — что подразумевалось под сказанным».
Как сказал Мийлитс, уже сейчас видно, что когда у полиции есть видео или фотография совершенного проступка, человек быстрее признает свою ошибку. Поэтому есть основания полагать, что когда видеозапись нарушения станет повсеместной практикой, то на споры будет уходить меньше времени.
Мийлитс пояснил, что новым является также принцип, согласно которому полицейский, зафиксировавший правонарушение, в дальнейшем сможет быть источником доказательственного материала для решения по предупредительному или уголовному производству или для протокола о проступке.
Вырастет объем надзора
«Согласно действующим законам, полицейскому, который увидел совершенное водителем транспортного средства нарушение (в том числе проступок), не имеет смысла самому проводить разбирательство, поскольку чиновнику, ведущему производство по проступку, не разрешается давать показания насчет того, что он видел», — пояснил Мийлитс.
Поэтому этим производством по проступку должен заниматься другой полицейский, который оформляет сказанное напарником как показания свидетеля нарушения. Даже если нарушение видели оба полицейских, источником для доказательства может быть только один из них.
«Пожалуй, изменение закона не столько придаст весомости словам полицейского, сколько даст право голоса чиновнику, проводящему производство», — отметил Мийлитс.
В 2011 году Департамент полиции и погранохраны зарегистрировал 213 890 проступков, из них 150 877 составили нарушения Закона о дорожном движении.
«Согласно первоначальным подсчетам, с введением поправок мы сократим расходуемые на разбирательство проступков ресурсы и время в два раза», — сказал Вахер. Сейчас на производство одного проступка в ускоренном порядке уходит около 45 минут. Как считает глава МВД, за счет выигранного времени должен вырасти объем надзора.
Вахер выразил надежду на то, что поправки к закону будут приняты не позднее весны.