Вена привлекает иммигрантов

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
На одной стороне улицы продают русский борщ, на другой китайские деликатесы или турецкие сладости — ведь это Вена.
На одной стороне улицы продают русский борщ, на другой китайские деликатесы или турецкие сладости — ведь это Вена. Фото: Марлен Рейн

Недавно ООН объявила Вену самым преуспевающим городом мира.


Столица Австрии недавно удостоилась звания самого преуспевающего города мира, хотя тамошняя манера вести дела заставит привыкших к системе электронного государства людей скрежетать зубами.

Справа турецкая будка с кебабом, слева прилавок с японскими суши, а прямо перед вами итальянский бар-мороженица — такая картина открывается почти на каждой венской станции метро или на прилегающей к центру города улочке, что наглядно характеризует царящее здесь смешение народов.

И все же Австрия, кажется, успешно справляется с наплывом иммиграции. Ведь недавно ООН объявила Вену самым преуспевающим городом мира, удовлетворение заметно и в глазах тамошних жителей: согласно данным местного исследования, восемь австрийцев из десяти очень довольны жизнью.

Неудивительно, что Вена привлекает к себе иммигрантов, а мультикультурность процветает здесь наряду с ростом прибылей представительного отеля Sacher. В качестве новоявленного магистранта Венского университета я тоже пополняю ряды здешних приезжих.

Настоящее столпотворение народов особенно заметно на рынке Нашмаркт, где бок о бок всякой всячиной торгуют наряду с австрийцами хинди и китайцы, марокканцы и турки. Поэтому между прилавков с пряностями, фруктами и сырами приходится проталкиваться локтями, словно на восточном базаре, где желающие переплюнуть друг друга торговцы во весь голос неустанно зазывают к себе народ.

Местным жителям такой стиль торговли, кажется, приходится по душе — они скупают свежий товар целыми мешками. Наряду с рынками популярны гигантские магазины для гурманов. Вообще, здесь в особом почете все, что предназначено для гурманов — поклонников всевозможных биологических и экологических товаров.

С другой стороны, здоровое питание повсеместно подрывают стоящие на всех углах киоски с фастфудом, которые потчуют клиентов всякой всячиной: от гамбургеров и кебаба до венских колбасок и шницелей. Нередко можно наблюдать мужчин в пиджаках и галстуках, спешащих в обеденный перерыв к киоскам с колбасами.

Такой образ жизни оборачивается опасными последствиями. Недавно австрийское министерство здравоохранения сообщило, что 40 процентов австрийцев страдает избыточным весом.

Поверить в эту статистику довольно трудно, поскольку на каждом шагу в венских парках встречаются бегуны. Интересно, что австрийцы не прочь размяться даже среди туристов, например, в дворцовых парках возле Шенбруннского замка или в Бельведере.

Если обычно насыщенный музыкой и искусством центр Вены ассоциируется с музеями и театрами, тенистыми парками и уютными кафе, то для меня символом Старого города стал острый запах присутствия лошадей.

Здесь по-прежнему тон задают лихо разъезжающие по городу лошадиные упряжки с веселыми кучерами. Местные жители, однако, этими средствами передвижения не пользуются, часовая прогулка стоимостью в сто евро рассчитана на более состоятельных туристов.

В плену австрийской бюрократии
Один из секретов успеха Вены, видимо, связан с сочетанием традиционного начала и современности. И все же местами настойчивая приверженность старине порождает досадные препоны.

Одним из серьезных испытаний для желающих официально стать венскими жителями иностранцев является достойная пера Кафки местная бюрократия. Поначалу бумажная волокита кажется безнадежным предприятием, поскольку для получения одного документа необходимо раздобыть другой, а для другого третий.

В такие минуты, видимо, многие эстонцы начинают ценить преимущества нашей системы электронного государства. Я думала об этом неоднократно, когда в ожидании очередного бумажного документа проводила в духоте департамента по три часа.

Поскольку номера в очереди назывались наугад, выйти на свежий воздух возможности не было, и каждый проводил это время так, как умел: наиболее темпераментные что-то мурлыкали себе под нос, предусмотрительные поглощали принесенные с собой фрукты. После долгого ожидания и обретения очередной бумаги в душе неизменно возникало ощущение совершенного героического поступка.

Другое традиционное место испытаний — сама моя alma mater. Напоминающий королевский дворец Венский университет притягивает к себе все больше желающих приобщиться к образованию, однако средств на обучения всех страждущих не хватает.

Студентов заставляют, словно на аукционе, бороться друг с другом, поскольку каждому, чтобы получить место в лекционной аудитории, приходится в начале семестра распределять все начисленные ему баллы между желаемыми предметами, не зная расклада по баллам у остальных.

Если, например, студенты в начале семестра получают ровно по 1000 баллов, но любитель химии Фриц выделяет 700 баллов на химию и оставшиеся 300 на физику, то у него больше шансов получить место на курсе химии, чем у Лены, разделившей 1000 баллов поровну между двумя предметами. Если у вас не хватит хитрости или удачи, вы можете вообще не попасть ни на одну из лекций.

Каждый год разворачивается дискуссия об изменении системы, однако эффективное решение пока не найдено. Поэтому преподаватели, не имеющие возможности ограничивать число студентов, обязаны принимать всех, кто выполнил необходимые условия, и советуют жаловаться на тех, кто отвечает за финансовую сторону дела.

Это кажется абсурдным, но, по словам одного профессора, в богатой на затеи Австрии возможно всякое.

С другой стороны, в Вене можно обнаружить прекрасные примеры традиционности и обходительности.

Продажа газет для честных людей
Например, по воскресеньям принято выставлять газеты на продажу в целлофановых пакетах на уличных столбах, откуда каждый может их взять и положить в кассу соответствующее число монет. Размещенные в мешках газеты никто не растаскивает. Перед такой честностью надо снять шляпу!

Возле городка ООН на берегу Дуная возвышается одно из самых многоэтажных строений в Австрии, офисное здание высотой в 220 метров. Вдобавок, как это принято в информационную эпоху, здесь пытаются всевозможными способами завалить вас рекламой и информацией —раздаются целые пачки флаеров, газет, купонов.

Одним из интересных приобретений стал, например, суп в пакетике. Как такое разбазаривание бумаги сказывается на экологии, остается только предполагать. Размышляя о лесах, я уже не так активно хватаю буклеты, как делала это в самые первые дни моего пребывания здесь.

Автор изучает в Вене экономику и социальную ситуацию восточноазиатского региона.

Вена

• Население: 1,73 миллиона

• Иммигранты: 198 национальностей, большинство иммигрантов родом из Сербии, Турции, Германии и Польши

• Мониторинг ООН («Расцвет городов 2012/2013»): при составлении перечня учитывалась экономическая производительность, развитие инфраструктуры, качество жизни, социальная справедливость и вовлеченность, а также жизнеспособность городской среды. С учетом всех составляющих, индекс достижений Вены был равен 0,925 (при максимуме 1), что обеспечило этому городу победу, например, над Осло (0,924), Хельсинки (0,924), Лондоном (0,904), Парижем (0,897) или Нью-Йорком (0,825)

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх