На этой неделе состоялось два важных мероприятия с участием президента Тоомаса Хендрика Ильвеса – круглый стол при президенте и совместная дискуссия Президентской палаты и Палаты сотрудничества, – на которых обсуждались важнейшие государственные вопросы. Однако к участию в обоих мероприятиях были приглашены далеко не все деятели, которых можно было бы ожидать там увидеть.
Почему о демократии говорят с президентом именно эти люди? И почему среди них нет русских?
В частности, на понедельничное мероприятие не были приглашены Партия зеленых и Консервативная народная партия (кстати, четвертая по численности в стране), не было видно никого из представителей русской общины.
Postimees.ru обратился в канцелярию президента с просьбой прокомментировать ситуацию.
Как сообщила пресс-секретарь канцелярии Пирет Перт, мероприятие в среду было первой из ряда встреч, которые, по мнению президента Ильвеса должны привести в порядок перекосившийся образ мышления и общения, осмыслить роль политики и улучшить финансирование партий и организацию выборов. «В ходе этого обсуждения будет дана возможность высказаться всем, кто хочет участвовать в развитии демократии в Эстонии, в том, чтобы политика была более прозрачной и открытой», – указала Пирет Перт.
Далее она буквально процитировала слова президента Ильвеса, сказанные им на встрече в среду.
«Хочу еще раз прояснить, почему я пригласил сюда именно вас.
- Во-первых, я пригласил авторов опубликованной на прошлой неделе «Хартии двенадцати», содержавшей конкретные предложения.
- Во-вторых, – представителя организаторов недавних волеизъявлений.
- Попросил придти представителей депутатов, вышедших из парламентских фракций. Законы принимает Рийгикогу. Для решения проблем, по-видимому, необходимы изменения в законах.
- Попросил придти председателя Конституционной комиссии парламента и председателя Комиссии по надзору за финансированием партий.
- И, разумеется, специалистов-политологов и ученых.
За полтора-два часа мы не найдем решений. Это первая встреча, которая должна положить начало более длительному, открытому и публичному обсуждению. В будущих обсуждениях, очевидно, примут участие все, кто хочет участвовать в развитии демократии в Эстонии, в том, чтобы политика была более прозрачной и открытой. Никто не останется в стороне», – сказал Тоомас Хендрик Ильвес.
Пирет Перт не ответила на вопрос о том, почему среди участников обеих встреч не было представителей русской общины, однако, очевидно, они не входят в разряд перечисленных президентом лиц.
Руководитель Палаты сотрудничества Олари Коппель уточнил, что круг приглашаемых на подобные мероприятия зависит от формата и поставленных целей, а также от ограничений по времени и пространству.
«Кроме того, – указал Коппель, – круглый стол при президенте был по сути консультативным, его цель была найти почву для дальнейшего как можно более широкого обсуждения»
«В третьих, – продолжил руководитель Палаты сотрудничества, – состоявшееся в среду обсуждение было традиционным, его формат предусматривал равное присутствие представителей разных общественных деятелей (например, 100 + 100 + 100) и третьего сектора».
В-четвертых, оба указанных мероприятия, по моей информации, были открыты для прессы, в обоих случаях велась интернет-трансляция.
В-пятых, – продолжил Олари Коппель, – достигнутые договоренности являются лишь началом обсуждения партий, их финансирования, выборов и прочего рода продвижения демократии, – частью которой было и нынешнее мероприятие.