Парад хартий

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Владислав Копылков.
Владислав Копылков. Фото: Facebook

Недавно в Эстонии появилась Хартия 12, авторы которой заявили, что эстонская демократия рушится у нас на глазах. Затем появилась Хартия 13, автор которой заявил, что нужно мыслить в более позитивном ключе. «Не спрашивай, что государство может сделать для тебя хорошего, спрашивай, что ты можешь сделать для государства» - пишет автор Хартии 13 Ээро Мерилинд.

Президент Эстонии созвал круглый стол, где политики и общественные деятели обсудили проблемы эстонской демократии. Президент и авторы Хартии 12 вроде как нашли консенсус, президент признал, что необходим более открытый и предметный диалог власти с обществом. Таким образом, наметился какой-то компромисс, демократия «спасена», пар выпущен, свою долю пиара со всего этого дела утащили центристы и социал-демократы, ну а автор Хартии 13 так и остался в гордом одиночестве со своим цитатником капитана очевидности.

Хартия политтехнологий и черного пиара

Хартия 12 требует от партий: прозрачности, отчетности, демонополизации и последнее - инструмент народной инициативы. Если по первым трем требованиям все понятно, они наносят точечные удары по партии власти и не особо отражают громкие заявления о необходимости реанимации демократии, то последний пункт, конечно, вносит какое-то ноу-хау в фундаментальную подлинность свободы волеизъявления.  Очень бы хотелось увидеть в этих требованиях искренность и благие начинания, но просматривается иное, а именно – политтехнологии.

Во-первых, подача и тональность текста Хартии 12 очевидно указывают на то, что он направлен против партии власти, которая недавно была замешана сразу в нескольких скандалах с финансированием партии и интеграционных проектов. Идет конкретная полит-кампания, направленная против Партии реформ: перечеркнутые белки, глумливые транспаранты, лозунги и т.д.

Меня как стороннего наблюдателя меньше всего интересует – кто заказчик, а кто организатор. Каждый может разобраться в этом сам. Меня смущает другое. Если в тексте Хартии 12 заявлены такие громкие слова о демократии, свободах, обществе и т.д., то почему все скатывается в примитивную черную PR-кампанию и политическую борьбу? На фоне всей этой политической вакханалии даже цитатник Джона Кеннеди из Хартии 13 выглядит более искренне, чем инициативы тезки номер 12.

Последний пункт гласит: «…возможности политического волеизъявления граждан должны быть шире, чем очередные выборы; следует создать инструмент народной инициативы».

Замахнулись, не больше, не меньше, на пересмотр фундаментальных основ демократии или даже на новую формацию. Это получается, если выборы честные, то и этого недостаточно? Будем создавать райкомы? Больше похоже на желание создать инструмент для манипуляций, мол, вы ребята на выборах неправильно проголосовали, наш райком народной инициативы просит всех на Тоомпеа, палатки выдаются в секретариате вашего районного комитета комсомола.

Власть плюет на общество?

Партия Реформ старается держать удар: переосмысливает свое внутрипартийное устройство, абстрагируется от поголовных обвинений в адрес партии, старается не вступать на поле обоюдных обвинений и грязных технологий. Страшно сказать, но лидер партии АндрусАнсип извиняется по просьбе журналиста! Вы можете себе представить, что бы ответил на такое предложение, например, Путин?

Предвосхищая и уже слыша сравнения оппозиционных акций в Эстонии и России необходимо отметить несколько факторов, фундаментально отличающих протесты. В России люди выходят на улицы с фундаментально другой повесткой и требованиями. В России требуют честных выборов и освобождения политических узников. В Эстонии требуют честной партийной игры и экономических благ для народа. Единственное сходство в требованиях - понижение тарифов ЖКХ и отставка правительства. Но тут стоит отметить, что в Эстонии требования об отставке правительства не носят такой массовый характер, как в России, и что сам Ансип уже заявил о том, что это его последнее премьерство, о заявление чего в России могут только мечтать. Требования о понижение тарифов ЖКХ в России не основные на повестке дня, а в Эстонии, если отбросить текст Хартии 12 и посмотреть на вещи реально, – основные. Уверен, что если бы в России, у оппозиции был повод выходить на улицы, требуя от власти лишь транспарентности и понижения тарифов, протестующих людей было бы гораздо меньше.

В Эстонии может быть диалог власти с обществом об урегулировании демократических процессов в пользу большинства. И президент Ильвес уже формально позаботился об этом, созвав круглый стол. Соблюдены формальность и уважение к требованиям народа, а о результатах работы «круглого стола» мы будем судить в будущем. В России же никаких круглых столов не созывается, а властью объявляется, что идет война за сохранение страны. Почувствуйте разницу, что такое истинно наплевательское отношение власти к обществу.

Партия Хартия

Недовольство людей, митинги и пикеты – нормальное явление в демократичном обществе. Однако стоит обратить внимание, что рядовые граждане выходят на пикеты и митинги с другими лозунгами и требованиями. Им, по большому счету, плевать на прозрачность и отчетность партий. Люди хотят меньше платить за коммунальные услуги и увеличения заработной платы. И это еще раз доказывает, что Хартия 12 – это не панацея и даже не маяк общественного протеста. Хартия 12 – это зарождающаясяу нас на глазах будущая политическая сила, которая делает себе имя по старым оппозиционным технологиям – мочить власть.

Ключевые слова

Наверх