RMK картографировал более 35 000 объектов культурного наследия, о котором мы даже не подозревали

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Mihkel Maripuu

К сожалению, люди мало знают о своем прошлом. Не о семейном, а о том, что сейчас называют культурным наследием. Ведь, например, известно, что люди на территории нынешней Эстонии обитали уже 5000 лет назад, но артефактов, уцелевших с того времени, пожалуй, уже и не сыщется, передает «МК-Эстония».

Тем не менее, конечно, мы слышали про достаточно крупные объекты вроде замка в Раквере или развалин монастыря святой Биргитты. Некоторые даже могут припомнить кое-что из их истории. Но о странных каменных кругах на поле где-то под Таллинном на обочине Петербургского шоссе, пожалуй, никто особо не задумывался. Между тем, это старинные захоронения, перенесенные археологами с побережья, чтобы ленивым туристам за историей не слишком далеко ходить было.

Подобных исторических объектов у нас великое множество. С 2005 года Центр управления государственными лесами решил внести и свою лепту в дело выявления и сохранения исторического наследия, начав проект по картографированию разнообразных объектов, находящихся на территории государственных лесов.

«Пять лет ушло у нас на то, чтобы отыскать и зафиксировать 35 000 объектов,которые в итоге были нанесены на карту, хотя, конечно, их значительно больше, просто фиксировали те, о которых имелась хоть какая-то информация», - рассказывает Майре Райд, одна из «собирателей» культурного наследия.

Известняк для Зимнего дворца

Только в Харьюском уезде очень много уникальных объектов. Одна старая известняковая шахта чего стоит – она находится в лесу Мурру деревни Мынусте (волость Керну). Известняком, добытым из этой шахты, облицовывали стены Зимнего дворца в Петербурге, из него же сложено основание стен церкви Ийзаку. Причем датируется эта шахта 1844-1846 гг., и работали здесь около 300 человек.

«В Харью-Ристи, на месте нынешней школы, раньше располагалась православная церковь, - рассказывает Майре. - Хотя уже перед началом Второй мировой войны тамошний приход был очень небольшим. После войны церковь использовали как склад, позже – как столовую. Потом она опустела, здание начало рушиться, и колхоз решил ее снести. Сейчас остались только дом священника и старый каменный колодец, который не пересыхает даже в самое жаркое время».

Очень старых объектов, сохранившихся до наших дней, к сожалению, не так много.

Большая часть примерно 200-летнего возраста. Чаще всего это развалины домов и какие-то постройки. О глубокой старине напоминают чаще всего названия местечек, как правило, они сохраняются действительно веками, какие-то старые дороги, на месте которых теперь новые шоссе.

Особняком стоят вещи, с которыми связаны те или иные легенды. Например, огромные камни, притащенные к нам постепенно тающим ледником. Или всевозможные жертвенные места или деревья. Большая часть подобных объектов находится под охраной как памятник старины и не была учтена при картографировании. Однако на долю картографистов также хватило работы.

Сборщики смолы

«Поначалу мы фиксировали лишь объекты, обнаруженные в государственных лесах, - говорит Майре. – Но быстро поняли, что этим невозможно ограничиться, поскольку находящиеся неподалеку любопытные места также необходимо нанести на карту. Это же очень интересно! Иногда живешь и даже не подозреваешь, что рядом находится абсолютно уникальное строение или с каким-то местом связана своя легенда! Например, в Южной Эстонии можно найти так называемые деревья с крестом. Это делалось не просто так – на дереве вырезался крест, когда из деревни умершего несли на кладбище. Как правило, для этого выбирали сосну или твердое лиственное дерево».

До сих пор еще в наших лесах можно увидеть старые сосны с желобками на стволах. Это лесники перед вырубкой делали на деревьях специальные насечки и собирали смолу – с одного гектара выходило до 100 кг.

При этом самым интенсивным периодом сбора сосновой смолы был период 1950-1980 гг.

«Сейчас профессия сборщика смолы уже давно в прошлом. Но сосны с желобками можно увидеть в наших лесах и сейчас», - замечает Майре.

«Часто в наших лесах встречаются пограничные камни – ими обозначались границы земельных наделов, - говорит Майре. – Иногда, гуляя по лесу, можно обнаружить куст сирени или яблоню, или наткнуться на подвалы, заброшенные колодцы – это все следы того, что когда-то здесь жили люди, были мызы или деревни. Если умеешь все это замечать и распозновать, то возникает интерес: «А что же здесь было раньше?».

Так, у южной границы Харьюмаа, в лесу, что возле ручья Юта, находится заброшенная деревенька Пяральди. Сейчас о ней напоминают лишь подвалы хуторских домов, старые колодцы, а также одичавшие яблоньки. А у северной границы волости Керну, на берегу реки Вазалемма, стоит пожарище мельницы, а в прибрежном ольховнике нашлись развалины старинной печи риги.

«Можно упомянуть еще и местность возле мызы Руйла, - отмечает Майре. – Тоже на берегу реки Вазалемма. Там перед строительством мызы стояла большая водяная мельница. И сейчас эти развалины здания, построенного более века назад, производят сильное впечатление».

Это не тайна

Уникальная работа, которую проводили добровольцы не только Эстонии, но и Латвии и Финляндии, рассчитана на всех. Ведь очень часто человек, отправляясь куда-то «в лес», в буквальном смысле слова натыкается на какие-то развалины. Тут явно что-то было. Но вот что? Как правило, это остается открытым вопросом, потому что самостоятельно искать информацию оказывается крайне сложно.

Сейчас вся информация собрана в брошюры по уездам и выложена на сайте www.rmk.ee. Например, из брошюры «Рапламаа» можно узнать о роднике здоровья Кадья, вода из которого , по преданию, исцеляет 99 болезней (преимущественно кожных и связанных со зрением), а в брошюре «Ляэнемаа» можно найти легенду о «Заколдованном лесе»...

Комментарии
Copy
Наверх