Прочитав рассуждения политического обозревателя, я невольно задался вопросом, а что сегодня важнее - быть "профессиональным нацменом", то есть лицом, профессионально защищающим интересы национальных меньшинств, или стать профессиональным подхалимом?
«Профессиональным нацменом» быть не позорно
Недавно состоялся литературно-музыкальный вечер, посвященный 300-летию известного на всем Ближнем Востоке поэта и музыканта Саят-Новы, который писал:
Оставь меня! Хитрить, платить бесчестью дань я не хочу!
Я униженья не хочу, в ногах валяться не хочу.
Исподтишка передавать чужую брань я не хочу.
И сколько б ни твердили мне: «Двуличным стань!» — я не хочу.
Я простолюдин, а не князь. Другого званья не хочу!
В отличие от поэта, господину Павлу Иванову, вероятно, не дано понять, что быть национальным меньшинством - это не позорно, куда страшнее слить безумцем, неспособным отличить месть и обиду от элементарного стремления людей защищать свою честь и человеческое достоинство. В простом желании русскоязычных людей не быть объектами политических манипуляций, а стать равноправными субъектами государства и общества, журналисту вдруг померещилась обида на государство. Выходит, когда недостатки системы критикует эстонец, - то это проявление патриотизма, а когда представитель национального меньшинства - то это проявление обиды или, не дай Бог, мести? Он вдруг обвиняет меня в неблагодарности государству, который дает «средства на сохранение своих национальных корней», а также Людмилу Ганс в том, что она «орденодеятель», которая «не верит в искренность подписантов хартии». Что это - полное отсутствие знаний и такта или просто недостаток политической культуры?
С одной стороны, это говорит о том, что автор абсолютно не осведомлен в вопросах финансирования и жизнедеятельности национально-культурных обществ. С другой стороны, до нашего полупрофессионального «обвинителя» никак не дойдет, что, как Рафик Григорян, так и Людмила Ганс - граждане эстонского государства, и они имеют такие же права высказывать свое мнение, как и другие титульные сограждане. Это настолько элементарно и понятно, что некоторые читатели не могут понять зачем Иванов приплёл в свою статью имена этих людей. По этому поводу на сайте Postimees один из комментаторов даже написал: «Видимо, самому, без громких фамилий, весу (политического) не хватает». Что тут сказать: «Глас народа – глас Божий!»
Вероятно до толстокожего обозревателя никак не дойдет, что чувство долга и патриотизма измеряется не деньгами, а заслугами, что порядочный человек не может относиться к своему государству потребительски. Умудренные опытом жизни многие русскоязычные люди не хотят наступать на знакомые грабли в очередной раз и вновь оказаться объектами политических манипуляций. Они не против диалога и сотрудничества с эстонской интеллигенцией, но хотят все это делать на равноправной основе, они не против свободы и демократии, но хотят, чтобы они были общей ценностью для всех людей, независимо от их языка, этнического и расового происхождения, пола, возраста и вероисповедания, а не только для избранных.