«Хартия 12» едва ли является документом, который можно назвать судьбоносным или революционным. – рассуждает в МК-Эстония член Социал-демократической партии Эстонии Вадим Белобровцев. – Мне кажется, его главная задача – указать на кризис политической власти в Эстонии, стать звеном в более длительном процессе, который в итоге приведет к переменам.
Белобровцев: в «Хартии 12» нет деления на «эстонские» и «русские» проблемы, ее темы универсальны
Стиль правления коалиции двух правых партий стал настолько надменным и закрытым, что, в конце концов, вызвал возмущение не только в рядах оппозиции, но и среди представителей эстонской элиты, далекой от партийных разборок. Скандалы с финансированием Партии реформ, Estonian Air, Eesti Energia, с тратой интеграционных денег на изготовление пропагандистских фильмов о ведущих политиках-реформистах – этот список можно продолжить, и власти предержащие, кажется, считают, что могут делать все что угодно, не неся при этом никакой ответственности.
Меня несколько озадачила реакция некоторых журналистов местных русских СМИ и отдельных представителей русского населения, которые стали выступать с заявлениями о том, что «Хартия 12» - не для русских: мол, пусть эстонцы сами разбираются друг с другом. «Там ведь нет ничего про наши, русские проблемы» - к этому сводились подобные выступления.
Однако такая логика как раз и приводит к тому, что мы сами отрезаем себя от местного гражданского общества. Ведь в хартии потому и нет деления на «эстонские» и «русские» проблемы: поднимаемые в ней темы универсальны, они касаются нас всех, независимо от родного языка или происхождения. Поэтому нужно не стоять в стороне и ждать, чем все кончится, а самим участвовать в жизни государства и общества. И «Хартия 12» - одна из хороших возможностей это сделать.