Козырная карта

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Поводом нашего разговора с Артуром Пунте стал проект «Поэтическая карта Риги», пилотное мероприятие которого состоялось 16 сентября. Вновь поэзия урбанистики или урбанистическая поэзия. «Орбита» влюблена в Ригу, и этот мотив проходит красной нитью через многие их произведения.
Поводом нашего разговора с Артуром Пунте стал проект «Поэтическая карта Риги», пилотное мероприятие которого состоялось 16 сентября. Вновь поэзия урбанистики или урбанистическая поэзия. «Орбита» влюблена в Ригу, и этот мотив проходит красной нитью через многие их произведения. Фото: Cheng Chu

По свидетельствам рижских резидентов, мероприятия, связанные с поэзией, происходят в столице Латвии с завидной регулярностью. Причина столь бурной творческой активности — это наличие в городе группы личностей, которые не только талантливо пишут, но и имеют организаторские скилы высокого уровня. Мы вновь возвращаемся к творческому объединению «Орбита», с одним их кофаундеров которого — Артуром Пунте —ПЛУГ записал интервью через средство электронной коммуникации Skype.

«Орбита» — величина почти всеобъемлющая в латвийском культурном пространстве. Кроме реализации собственных проектов, участники объединения стараются держать градус пассионарности латвийской творческой интеллигенции на должном уровне, способствуя, например, изданию произведений молодых авторов, продюсируя или каким-то иным способом соединяя авторов и публику. Что не менее важно, вдохновляя массы на созидание и эксперименты. Спустя более чем десятилетие своего существования «Орбита» по-прежнему ультрасовременна и гиперурбанистична, их перфомансы технологичны, а многие их идеи можно смело окрестить новаторскими.

Объединение космополитично. По признанию Артура Пунте, «Орбита» ни разу за время своего существования не воспользовалось грантом, связанным с поддержкой деятельности национальных меньшинств. Основной источник финансирования их проектов — Латвийский фонд культурного капитала (аналог нашего Eesti kultuurkapital)и Рижская дума. Иногда поддержка приходит и от коммерческих структур.

Поводом нашего разговора с Артуром Пунте стал проект «Поэтическая карта Риги», пилотное мероприятие которого состоялось 16 сентября. Вновь поэзия урбанистики или урбанистическая поэзия. «Орбита» влюблена в Ригу, и этот мотив проходит красной нитью через многие их произведения.

Как сказано на сайте «Орбиты», первые пять работ проекта —  это интерактивная звуковая инсталляция Елены Глазовой «Furniture Karaoke», видеофильм Владимира Якушонока «Пожар в библиотеке»,  музыкальный перфоманс Артура Пунте и Линды Леймане «Улица Таллинас», ароматическая инсталляция Сергея Тимофеева «Призрак булочной», а также совместный проект Александра Заполя и Владимира Светлова, посвященный превращению городских углов в центры.

«Мы довольно давно вынашивали идею создания «Поэтической карты Риги». Не все удачно складывалось на этом пути, но благодаря тому, что в 2014 году Рига станет Культурной столицей Европы, деньги под проект наконец-то нашлись, и мы смогли его запустить», — рассказал Артур предысторию создания карты.

Так что же представляет собой «Поэтическая карта Риги»?

Мы сами до конца еще не понимаем, какую форму примет наша поэтическая карта. Окончание проекта намечено на 2015 год. Пока мы это делаем как сайт, но неизвестно, как будут развиваться технологии, и будут ли в 2015 году актуальны цифровые интерактивные карты. Мы собираемся поместить на карту аудио-, видео- и фоторепортажи, то есть все то, что нам удастся собрать по данной тематике. Например, мы намереваемся открыть программу резиденций и приглашаем, в том числе, и эстонских авторов отметить на карте точки, связанные, с одной стороны, с текстами, а с другой стороны, с такими носителями как  аудио, видео или радиоволны.

Думаю, ПЛУГ может этому поспособствовать. Расскажи, пожалуйста, с какой программой Орбита приедет в декабре в Таллинн?

В Таллинне мы покажем FM Slow Show. Это 40-минутная шумовая медитация, сплетенная из шорохов, попискиваний, гудков, такой Ambient Noise, который мы в онлайн режиме транслируем на свободные FM-частоты, не занятые радиостанциями. Тут же на сцене принимаем эту трансляцию и направляем ее в зал, дополняя живыми словесными и музыкальными элементами. Время от времени в трансляцию может пробиваться какое-то местное радио, такое уже происходило. То есть импровизационная составляющая обеспечивается за счет прямого эфира.

Артур Пунте о первых точках на «Поэтической карте Риги»

Ароматическая инсталляция «Призрак булочной»

Когда-то в центре Риги существовала булочная, в которой начали печь нестандартный для СССР хлеб — багеты. Это было единственное место в городе, где можно было купить багеты, и люди выстаивали за ними огромные очереди, а потом счастливые, с белыми палками в руках, шли кто куда. Время булочную не пощадило, ее здание снесли. Но рижане, проходя мимо этого места, вспоминают, как когда-то стояли в очереди за багетами и о том, какой невероятный запах шел из булочной. Сергей Тимофеев написал сентиментальный текст об этом, и в комнате, где проходила инсталляция, на стену проецировались кадры того времени, когда булочная еще существовала, и пахло то дрожжами, то свежеиспеченным хлебом,  в зависимости от фазы готовности изделия,  — от зрителей мы спрятали две хлебопечки, которые в течение всего мероприятия пекли хлеб.

Углы, превратившиеся в центры

Мой коллега Александр Заполь совместно с фотографом Владимиром Светловым сделали серию фотоснимков, посвященную рижским углам. Дело в том, что когда-то мы назначали встречи на углу такой-то и такой-то улицы, а сейчас мы забиваем стрелки у такого-то торгового или офисного центра. Рижское градостроительство развивалось таким образом, что на оживленных перекрестках, где мы раньше встречались друг с другом, выросли коммерческие центры. Используя эту словесную игру о том, что углы превратились в центры, эту абсурдную геометрию, Александр и Владимир сделали цикл фотографий, посвященный соответствующим местам, а также обыграли это явление в словах. Например, они брали тексты нашего классика Александра Чака, в которых упоминались те самые углы — в современных условиях вместо углов были бы центры. Вот такая изменчивая топография.

Музыка улицы Таллинас

Меня всегда интересовали городские шумы. Представь себе, что шум трафика на улице Таллинас — шум от машин, велосипедов, пешеходов, снующих туда и сюда, — в буквальном смысле превращается в музыку. Раньше я собирал и записывал шумы разных городов, а теперь мне захотелось освободиться от собственно городской фактуры, которая, в принципе, везде одинакова. Если мы записываем машины, то они шуршат, шипят, рычат, гремят совершенно одинаково независимо от нахождения в пространстве. В то же время существует музыка города, которая живет за этой фактурой, есть ритм города. Ритм и интенсивность улицы Таллинас были переведены в фортепианную музыку. Совместно с композитором Линдой Леймане мы придумали простейшую музыкальную «грамматику», суть которой заключалась в том, что звук проезжающей машины слева — это один аккорд; звук проезжающей машины справа — это другой аккорд; звук велосипеда — третий; звук идущих пешеходов — четвертый аккорд и т. д. Было прописано определенное количество позиций. Потом я встал на улице Таллинас, позвонил Линде и начал описывать, что происходит: машина справа, машина слева, велосипедист, два прохожих, дети пробежали, кот и т. д. Линда же, находясь в момент телефонного разговора в Музыкальной академии, исполняла музыку улицы Таллинас на фортепиано. Мы сняли обе дислокации — как я говорю с Линдой по телефону, и что происходит в этот момент на улице Таллинас, и как Линда играет эту спонтанную уличную музыкальную пьесу. 16 сентября мы продемонстрировали публике получившееся видео. Вы же можете увидеть его здесь.

«Пожар в Библиотеке»

Владимир Якушонок, наш известный эко- и андеграунд-активист, живет в замечательном рижском районе Болдерая (Bolderaja). Для читателей ПЛУГа, которые не очень знакомы с географией Риги, я поясню, что этот район находится на окраине города, с одной стороны отрезанный рекой, с другой — морем, а с третьей — обширными промзонами. Так получилось, что там сформировалось свое арт-сообщество, постоянно проходят различные мероприятия, выставки, просто тусовки. Пока что это происходит на уровне андеграунда и не переходит в официальную культуру или переходит лишь частично. Якушонок ведет своеобразную летопись Болдераи, фиксируя по возможности все события. Он собирает документы, у него обширный архив, и он считается экспертом по болдерайскому андеграунду. В частности, он снимает на видео болдерайских персонажей. 16 сентября был представлен документальный фильм Якушонока «Пожар в библиотеке»: это запись спонтанного перфоманса старого рижского рокера по кличке Кастот (группа «Спецбригада»). Вместе с Якушоноком они забрели в заброшенную заводскую библиотеку, и тут Кастот начал открывать книжку за книжкой, читать отрывки из них, комментировать, декламировать стихи, которые он помнит на память, читать свои стихи, импровизировать и сочинять на месте, делать лирические отступления, предаваться воспоминаниям и т. д. Весь этот перфоманс вошел в фильм Якушонока фактически без монтажа!

Ключевые слова

Наверх