В этом году российский рынок акций, в значительной степени зависящий от нефти, демонстрировал скромные результаты.
Российской бирже нужен катализатор
По оценке специалистов, необходим некий катализатор, который оживит российскую биржу. У эстонских инвесторов российский рынок акций пользуется спросом. У наших инвесторов фонды, ориентированные на соседнее государство, одни из самых популярных. Местных собственников акций фондов насчитывается около 4000.
По сравнению с началом года российский биржевой индекс RTS вырос на один с небольшим процент, за год снизился на 5,3 процента, что говорит о том, что дела идут значительно хуже, чем у нашей биржи.
Годовая доходность ориентированных на Россию местных фондов составляет: у банка SEB три, у Swedbank — 4,5 процента. Индекс Таллиннской биржи ОМХТ с начала года вырос на 30 процентов, а за год на 27.
Как сказал управляющий российским фондом SEB Сулев Райк, российский рынок акций отстает даже от турецкого рынка акций, который за год вырос на 41 процент. «С начала года индексы оставались практически неизменными. Такая низкая волатильность не свойственна российскому рынку», — заметил Райк, добавив, что подвижки по отдельным акциям были более значительными.
Рост и падение
Экономика России и, следовательно, рынок акций сильно зависят от цен на нефть. По оценке крупного швейцарского банка Credit Suisse, нефтегазовая промышленность России обеспечивает 25 процентов внутренней валовой продукции, 50 процентов государственного бюджета и две трети экспорта.
Благодаря росту цен на нефть российский биржевой индекс в первые месяцы этого года показывал впечатляющий рост, но затем последовало быстрое падение, от которого не оправились до сих пор.
По словам Райка, сейчас отмечается благоприятный уровень цен, но нет триггера, той кнопки, которая приведет рынок движение.
«С интересом слежу за проводимой реформой рынка ценных бумаг, которая могла бы вывести на биржу новые деньги, поскольку нынешнее устройство рынка не соответствует западным стандартам, и по этой причине часть инвесторов не спешит выйти на рынок», — сказал Райк.
Эне Ыунмаа, управляющая фондом Swedbank Investeerimisfondid, настроена по отношению к России чуть более оптимистично, по ее словам, ослабленная внешняя среда уже отразилась на цифрах экономического роста экономики. В третьем квартале рост экономики России понизился до 2,9 процента по сравнению с 4,9 процента в первом квартале и 4,0 процента во втором.
Как отмечается в докладе, только что представленном Организацией экономического сотрудничества и развития (OЭСР), замедление роста российской экономики связано с глобальным экономическим ослаблением, политической неопределенностью, плохим урожаем и продолжением кризиса еврозоны. Замедление оттока капитала из страны отмечено в докладе как стабилизирующий фактор.
Маленькое потребление
По прогнозу OЭСР, экономика России в этом году вырастет на 3,4, в следующем — на 3,8 процента. «Если предположить, что лидеры мировой экономики, США и Китай, достигнут некой стабильности и начнется рост, то экономика России и цены на акции отреагируют на это положительно», — сказала Ыунмаа.
По ее словам, в перспективе Россия остается привлекательной в плане инвестиций. «В России огромная сеть дорог, в том числе железных, но они отличаются плохим качеством, и, следовательно, требуют новых больших инвестиций.
Это же касается портов и региональных аэропортов. Акции предприятий, которые получат выгоду от таких инвестиций, могли бы быть очень привлекательными», — отметила специалист. По словам Сулева Райка, нынешний уровень цен на нефть (110 долларов за баррель) можно считать стабильным.
В то же время нефтяным фирмам в условиях стабильной цены на нефть нелегко получить прибыль, особенно учитывая растущие расходы. «Необходимо действовать более эффективно, но это уже серьезный вызов, особенно для предприятий, находящихся под контролем государства», — сказал Райк.
Вторым важным для России сектором является сырьевой, который в этом году, в первую очередь из-за замедления роста экономики Китая, был крайне непопулярным.
«Под влиянием не самых благоприятных внешних факторов агрегированный рост прибыли в этом году практически отсутствовал, и это объясняет движение значительной части рынка», — сказал Райк.
По его словам, дела в секторе потребительских товаров, например, шли неплохо, но, к сожалению, это не влияет на картину в целом, поскольку их доля в индексах невелика по сравнению с энергетическим и сырьевым сектором.
Как отметила Ыунмаа, ВВП России на душу населения вышел на уровень, когда может наблюдаться значительный рост потребления товаров длительного пользования, потребление в расчет на одно домохозяйство по-прежнему примерно в 10 раз ниже, чем в США.