Тем, кто хочет участвовать в политике, не обязательно создавать новые партии, людям следует участвовать в обсуждении принятия решений и, что самое важное, отвечать за них, пишет член партии Союз Отечества и Res Publica Марко Померантс.
Очарование и боль участия в принятии важных решений
Впрошлый понедельник отмечали День гражданина. Гражданское общество в Эстонии активизировалось. Люди желают участвовать и принимать решения. И то и другое, конечно, в той или иной мере происходит, случается, что и анонимно.
Право участвовать, быть информированным, делать предложения, решать, а также быть вовлеченным — это ключевые слова, которые в последнее время вновь оказались в центре внимания. О привлечении людей в развитие гражданского общества написаны научные работы, предлагаются курсы обучения, также имеются и справочники на эту тему.
Для некоторых быть привлеченным — это оплачиваемая работа. Доступность Интернета и сопутствующие порталы прямой демократии позволяют в числе прочего делать и, так сказать, предложения. Самой низкой возможной планкой, ниже которой уже нельзя опуститься, являются интернет-комментарии на новостных порталах. К примеру, в таком стиле: «Лиги — на производственную работу!».
В связи с Днем гражданина в понедельник члены Рийгикогу получили (по крайней мере я) электронное письмо от руководителя фонда «Открытая Эстония» Малль Хеллам, в котором среди прочего было приглашение ознакомиться с предложениями (их было 200), которые жители Эстонии сделали в этом году в День демократии для улучшения жизни в Эстонии.
В их числе было много противоречий: «Желаю, чтобы мое мнение и мои убеждения учитывались больше» (анонимно). С другой стороны есть и такое мнение: позволив гражданам в один день представлять свое мнение или вопрос, не происходит ничего другого, кроме как высмеивание демократии, чем и занималась Эстония уже 20 лет.
Эти двадцать лет
Эти «20 лет» преобразуются в такое понятие, как в одно время было понятие «ста тысяч»: сто тысяч безработных, сто тысяч граждан России в Эстонии.
Но отрицательный смысл этого понятия также является и показателем, который неадекватно описывает какой-то негативный социальный процесс и его участников, так как составлен, исходя из скрытых целей. С «20 годами» может произойти то же самое: 20 лет стяжательства, набивания своих карманов, высмеивания, воровства, вранья.
20 лет назад началась возобновленная деятельность Рийгикогу, который позвал на должность правительство Марта Лаара, в оборот вошла эстонская крона, президентом был избран Леннарт Мери, принята Конституция, на которую мы опираемся при отстаивании своих прав.
Этими 20 годами наши государственные руководители гордятся в первой части своих праздничных речей, оычно перед критикой. То, что используются критические ноты, не означает, что вместо конца света нас настигло ожидание конца демократии. Разница только в том, что вместо того, чтобы спрятаться в пещере, мы коллективно выйдем на улицу.
Что такое «vabakond»
Что же это такое «vabakond» на самом деле. Само слово пришло из конкурса словотворчества, объявленного президентом в 2010 году, где оно и было выбрано. Рабочая группа выбрала такое сложное слово, по примеру образованного на конкурсе словотворчества 2002 года сложного слова «vabaühendus» («свободное объединение» — организация, не зависящая от правительства).
Поскольку в ходу остались термины: общественный сектор и частный сектор, то с ними сочетается такой термин, как «свободный сектор». В то же время рабочая группа нашла хорошим и производную: «свободная община».
Я не знаю, организует ли Путин конкурсы по словотворчеству и волнует ли его развитие гражданского общества, и если да, то как. Предложу со своей стороны русскоязычным эквивалентом слову «vabakond» слово «свообщина» — свободная община. Среди прочего «свободная община» рассматривается как объединение (добровольное) свободных граждан. Со свободными гражданами неразрывно идет понятие субъективности.
Проще говоря, (совершенно) свободный гражданин является субъектом, у которого есть право принимать решения, обязанности и ответственность.
Если некоторые из этих компонентов ограничиваются, то гражданин не чувствует себя свободным. Есть утверждение, что чем меньше у свободного гражданина права принимать решения в традиционных общественных структурах, тем важнее для него «свободные общины».
Из этого утверждения впоследствии было построено высказывание, что если партии не подхватят растущую необходимость граждан к принятию решений, то ее усилят так называемые «свободные общины».
Если теперь подойти к рассмотрению понятия свободного гражданина с другой стороны, опять, как к субъекту, к праву принятия решений, обязанности и ответственности, то я спрошу: «Является ли партия вообще частью гражданского общества так называемой «свободной общины»?». Ответ, очевидно, «да», так как в данном случае имеется как право принятия решений, как обязанность, так и ответственность.
Это последнее может вызвать вопросы, но точно более конкретные, чем в случае со «свободными общинами». У гражданина, каким бы свободным он ни был, есть ответственность перед законом, перед своими близкими, но никто не возложит на него ответственность за судьбу общества.
В последние недели я пришел к понимаю того, что член партии является членом «свободной общины», в случае если он не относится к Рийгикогу. С интересом жду партию под названием «Свободная община». Возможно, из этого что-то выйдет в лице «Свободного патриотичного гражданина».
Я сам участвовал в создании нескольких недоходных объединений и целевых учреждений. Одно из них в процессе организации и сейчас. Это не пришло от желания относиться куда-либо — к свободному обществу, также я не получаю и рвения от того, что где-то просто висят проектные деньги.
Причиной этому, конечно, является необходимость изменения существующего положения в некоторых сферах. Мы не можем обойтись без организации, без конкретных ответственных лиц и без механизмов контроля.
Вместо эпилога
Позитивно то, что люди испытали трудности и продумали цели своей деятельности. Это один из обязательных компонентов при создании недоходного объединения.
Если есть конкретные предложения, можно их также обсудить. Грустно то, если в одной и той же сфере представительских организаций две.
Это обычно для Эстонии. Многообразие идей могло бы быть прекрасным и помогало бы, но оно иногда сбивает с толку, и в результате может возникнуть такая ситуация, при которой ни одна из идей не будет учтена из-за неспособности людей договориться между собой о необходимостях развития и деятельности в своей близкой по духу сфере.
Вся эта история получилась в каком-то критическом тоне по отношению к гражданскому обществу. Моя же цель проста. Я желаю большей продуманности и координации между собой, уважения друг к другу, а также доли чувства ответственности.
Тем, кто хочет участвовать в политике, осмелюсь посоветовать уже зарегистрированные в Эстонии партии.
Самим не обязательно создавать партии, но надо участвовать в обсуждении принятия решений и, что самое важное, отвечать за них. Даже если ты сам лично никаких неразберих и не вносил.