Сергей Метлев: круглый стол Ильвеса — это не вече

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Сергей Метлев
Сергей Метлев Фото: Peeter Langovits / Postimees

Ремонт демократии не должен выходить за рамки парламентаризма, вовлекать в него следует и русскоязычных жителей Эстонии, приводит Arvamus Postimees мнение члена правления НКО Открытая республика Сергея Метлева.

Что касается организованного президентом круглого стола, призывающего к диалогу, стоит учитывать два аспекта: демократия участия в наши дни не может заменить представительную демократию, а возможность участвовать в обсуждении должна быть и у представителей национальных меньшинств, которые интересным образом остались за бортом обсуждения.

Непосредственно перед проведением круглого стола некоторые политические силы были возмущены тем, что многих на него не позвали. По всей видимости, инициатива президента была неверно истолкована. Это все же не было общереспубликанским вече или собранием мудрецов, имеющих право принимать решения. На последнее, возможно, кто-то и надеялся.

Я вижу большую проблему в том, что определенные группы пытаются использовать весь процесс для того, чтобы попасть в дом Стенбока или помочь кому-то сделать это. Для этого они пытаются убедить общественность в необходимости особых методов или представительных собраний (например, Хартия 12 говорит об «альтернативных институтах»). Если кому-то не по душе определенные люди или политические силы, это еще не значит, что можно беспечно играть с государственной системой.

Взяв на себя роль патрона, президент мог бы обеспечить, чтобы первоначальное обсуждение и поиск решений были как можно выше партийных интересов, а начиная с определенной стадии, возможно, стали бы более профессиональными (методика вовлечения, проведение и анализ).

/.../

В прошлом году граждане сделали свой выбор, и нет никаких оснований полагать, что действующий Рийгикогу нелегитимен. Мысль, что государство можно реформировать только в каком-то экспертном собрании, антидемократична по своей сути.

Как неискренняя политическая игра и забывание роли Рийгикогу могут остановить все мероприятие, так и неверное и недостаточное вовлечение может сделать его бессмысленным. В круглом столе беспокоило то, что за ним, к сожалению, не было ни одного гражданина Эстонии русского происхождения. Понятно, что ледяной погреб не резиновый и выбор делали быстро, но впредь можно было бы приглашать и русскоязычных людей.

/.../

Русские составляют порядка 30 процентов населения Эстонии. С момента восстановления независимости прошло достаточно времени, у нас образовалась мыслящая и проэстонская группа людей русского происхождения. Даже если в целом они критикуют систему, неправильно считать это проявлением враждебности к государству. По-моему, этот стереотип от лукавого.

Я считаю, что многие русскоязычные люди готовы брать на себя ответственность вместе с другими гражданами. Не хотелось бы говорить, что русскоязычным гражданам нужно особое приглашение, но положительный и сильный сигнал, а также хорошие возможности им обязательно необходимы. Хочется думать, что вместе мы сможет найти решение, как решаются государственные вопросы в парламентской республике.

Много говорилось о том, что причиной многих проблем Эстонии является исторически сформировавшийся страшный индивидуализм эстонцев, который вызывает упрямство. Есть даже такая шутка: угадайте, кто сотни лет был ближайшим соседом эстонца. Правильно, волк.

Среди русских тоже довольно распространено неверное толкование английской пословицы «Мой дом — моя крепость». Но давайте докажем себе и другим, что наш сосед — не волк, а Март, Сирье, Андрей и Людмила, и мы хотим с ними говорить.

Наверх