Нарвские электростанции: год работы и поисков

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Нарвские электростанции
Нарвские электростанции Фото: Toomas Huik

Нынешний год стал во многом ключевым для Нарвских электростанций. И поскольку декабрь – самое подходящее время для подведения итогов, руководитель Eesti Energia Narva Elektrijaamad AS Тыну Аас рассказал «Нарвской Газете» об основных событиях, отметивших деятельность предприятия в 2012 году.

Страсти по сере


Тыну Аас начал с того, что именно в нынешнем году на работу Нарвских электростанций начали весьма жестко влиять европейские директивы, регулирующие выбросы в окружающую среду.


"Начиная с 1 января, европейские требования к нашим выбросам серы стали жестче в 2,5 раза, и к началу года мы уже должны были быть готовыми к этим нормативам, – сказал руководитель предприятия. – Если по старым требованиям разрешенное содержание серы в дымовых газах составляло 66 тысяч тонн в год, то с 1 января оно сократилось до 25 тысяч. Разумеется, все эти директивы призваны защитить окружающую среду и воздух, но для предприятий они влекут за собой большие расходы.
Готовиться к евротребованиям по выбросам АО «Нарвские электростанции» начали еще в начале 2000-х. В 2004 году были вложены крупные средства в реконструкцию энергоблоков на Эстонской и Балтийской электростанциях – 8-го и 11-го. Для этого была использована новая технология кипящего слоя, позволившая свести уровень выбросов серы в окружающую среду практически к нулю. То есть работа этих двух блоков соответствует всем нормам Евросоюза, даже после их ужесточения, которое грядет в 2016 году".


После этого началась подготовка других блоков, которые тоже надо было готовить к новым суровым требованиям.


"При вступлении Эстонии в Евросоюз были определены некоторые, своего рода переходные, периоды, давшие нам небольшую отсрочку во введении ряда требований, в том числе по выбросам серы. В Эстонии эти требования вступили в силу с 2012 года, а во всей Европе – на два года раньше, – рассказал Тыну Аас. – То есть у нас было время для подготовки, пусть и не очень много. С 2009-го по 2011-й мы занимались работами по уменьшению выбросов серы. К концу прошлого года на четырех блоках Эстонской станции – 3-м, 4-м, 5-м и 6-м – были смонтированы системы сероудаления deSOx. Это позволило нам с уверенностью начать 2012 год".


При этом, признался руководитель Нарвских электростанций, весь первый квартал нынешнего года был непростым.


"Мы каждый день и почти каждый час измеряли уровень выбросов на каждом блоке, чтобы понять, сколько и как должны работать блоки, чтобы «уложиться» в требования, – сказал Аас. – Начиная с апреля, общая картина определилась и стало несколько легче. И теперь, в конце года, ясно, что мы полностью укладываемся в нормы – в 25 тысяч тонн. При этом мы смогли выработать максимально необходимое количество энергии".


Но и это еще не конец. На сегодняшний день, согласно европейской директиве, 25 тысяч тонн в год – это так называемые «валовые» выбросы, учитывающие общие показатели предприятия. С 1 января 2016 года за выбросами серы станут следить еще жестче: начнут учитываться показатели каждого энергоблока в течение каждых двух суток.


"Объем выбросов будет измеряться в миллиграммах на кубический метр и не должен будет превышать 400 мг на 1 кубометр", – сказал Аас. "Чтобы обеспечить выполнение этих норм, мы сейчас планируем добавление дополнительных объемов извести к имеющейся системе deSOx".

Азот: чем меньше, тем лучше


Еще один компонент, выбросы которого лимитируются европейскими директивами, – азот. Требования по его выбросам либо нужно выполнять, либо закрывать производство.


"По азоту нам опять-таки дано больше времени для подготовки, чем многим другим странам Европы, до 1 января 2016 года, – говорит Тыну Аас. – И после того как был решен вопрос с серой, мы начали активно работать над темой азота. Сегодня заключен контракт с финской фирмой Fortum, которая по всему миру занимается как раз улавливанием азота. И весной следующего года на одном из котлов 3-го блока мы установим пробную инсталляцию, на базе которой проведем испытания. Если все будет работать удачно, то в течение 2014-15 годов мы смонтируем такое же оборудование на оставшихся трех блоках ЭЭС, уже снабженных системой deSOx.
Почему внимание уделяется именно 3-му, 4-му, 5-му и 6-му энергоблокам?"


"Мы анализировали работу всех блоков, чтобы понять их перспективность", – объяснил руководитель Нарвских электростанций. "Какие-то блоки, как выяснилось, работают лучше, какие-то – хуже, в том числе и по причине большей или меньшей амортизации за последние сорок лет. Именно на основании этого анализа были выбраны определенные блоки".

Чем «зеленее» энергия, тем она дороже


В 2012 году Нарвские электростанции использовали в своей работе биотопливо.


"Хотя мы осенью и прекратили сжигать его, все равно использование биотоплива в нашем производстве можно считать успешным. Мы обеспечили довольно большую долю «зеленой» энергии Эстонии, относительно которой тоже есть свои нормы: к 2020 году наша страна должна 25 процентов энергии вырабатывать из возобновляемых источников", – поясняет Тыну Аас.


Станут ли НЭС в дальнейшем использовать биотопливо, покажет время. В области «зеленой» энергии с электростанциями конкурируют ветропарки, некоторые станции совместного производства тепло- и электроэнергии. Следить за выполнением норм по возобновляемой энергии – дело правительства, считает Тыну Аас. С другой стороны, перевыполнение этих норм окажется слишком дорогим для потребителя.

Работы строительные и… саперные


Что добавило напряженности нынешнему году, так это продолжение строительства новой электростанции в Аувере. Уже почти год ведутся работы, и уже видны основные сооружения будущего промышленного объекта – фундаменты, каркас турбинного отделения, насосная охлаждающей воды и дымовая труба.


"Проект идет в рамках графика и по времени, и по финансированию", – говорит Тыну Аас. "Конечно, были сложности, особенно сначала. На месте строительства, как и почти везде вокруг Нарвы, в земле осталось множество снарядов времен Второй мировой войны. Для нашего французского подрядчика, фирмы Alstom, это оказалось просто шоком. Мы вызывали саперов, обследовали территорию. Сами французы обращались к итальянским специалистам, составившим по результатам своих исследований карту, которая была почти целиком красной от отмеченных на ней «звенящих» участков. Тем не менее работы велись, несчастных случаев не было. Земляные работы уже закончились, так что, можно считать, все прошло благополучно".

Будущее: сланец, торф, уголь


Ко всему сказанному господин Аас рассказал о еще одном показателе годовой работы: рабочие мощности Нарвских станций не сократились.


"В пиковые моменты наша мощность составляет около 2000 МВт, потребление Эстонии составляет порядка 1500 МВт", – сказал глава НЭС.  "То есть даже некоторый остаток имеется".


Что касается будущего, то новые европейские директивы дадут и некоторые плюсы.


"Директива IED (регламентирующая выбросы в атмосферу для больших сжигающих устройств), которая будет принята в начале 2013 года, даст нам дополнительные часы работы для старых блоков – 1-го, 2-го, 7-го на ЭЭС и 12-го на БЭС, – рассказал Тыну Аас. – Как использовать эти часы до 2023 года, будет зависеть от нас".


Эти изменения в «жизни» блоков потребуют некоторых инвестиций, но, по мнению руководителя «Нарвских электростанций», это имеет смысл.


"Это даст нам дополнительное время, деньги, ну а главное – рабочие места", – говорит Аас.


Также НЭС ищут другие методы работы, например, новые материалы.


"Каждый год растут налоги на складирование золы, меняются требования к шахтным разработкам, то есть наше основное сырье – сланец – дорожает," – сказал Тыну Аас.

"Поэтому мы ищем другие материалы. Сейчас, например, проводим испытания по сжиганию торфа, которого очень много в Эстонии. Не исключено, что начнем рассматривать в качестве топлива уголь, тем более что его цена на биржах упала. Нужно думать о возможном альтернативном топливе, тем более для котлов с технологией кипящего слоя, в которых, по сути, может гореть все, что угодно".

Вымрем, как мамонты?


Как глава Eesti Energia Narva Elektrijaamad AS может прокомментировать мнение социал-демократов и центристов о том, что сланцевая энергетика в Эстонии не имеет будущего и не рентабельна?


"Разумных альтернатив сланцу у нас в Эстонии пока не найдено", – ответил на этот вопрос Тыну Аас. "Все разговоры о вредных выбросах неосновательны. Большая часть Европы живет пока еще с угольными электростанциями, и в одной только Польше их сейчас строится несколько. Строительство нашей новой станции в Аувере было одобрено Генеральным директоратом по вопросам конкуренции и климатической политики Европейской комиссии, и нам дали разрешение использовать бесплатные квоты СО2 для финансирования строительства. Это означает, что Европа считает использование нашего народного богатства, горючего сланца, целесообразным для производства электроэнергии. Но действующие нормы защиты окружающей среды необходимо выполнять. Мы, как я сказал, активно работаем в этом направлении. Новая станция почти на 30 процентов эффективнее старых блоков, то есть она будет использовать на треть меньше сланца и производить меньше выбросов. Это означает и меньшие на треть затраты. Те, кто во всеуслышание утверждает, что сланцевая энергетика вымрет, как мамонт, должен предоставлять расчеты, на основании которых делаются такие выводы. Наши расчеты показывают, что эти предсказания – неправда".

Благодаря коллективу


В конце каждого года определяется своего рода победитель номинации «Лучшее дело года». В 2012-м таковым, по словам Тыну Ааса, сами Нарвские электростанции считают все работы по улавливанию выбросов.


"Это заслуга всего нашего коллектива, который активно и плодотворно работал весь год," – сказал руководитель НЭС. " Без этого даже инвестиции неэффективны. Благодаря работе людей мы можем уверенно смотреть в будущее".

Комментарии
Copy
Наверх