Cообщи

Главный вопрос эстонской жизни: приедет ли внук к бабушке в Пыльтсамаа?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Пыльтсамаа. Мирный вообще-то городок. Иллюстративное фото
Пыльтсамаа. Мирный вообще-то городок. Иллюстративное фото Фото: Margus Ansu.

При всем обилии информации последних недель ответ на вопрос, поставленный в заголовке, найти очень непросто. Можно до бесконечности говорить о неправильном стиле общения первых лиц с обществом, но смысла в этом большого нет, если за этим не следуют конкретные предложения.

Чего хотят критики власти?

Любая сколько-нибудь серьезная оппозиция должна иметь свой план действий в случае вхождения во власть. К нашей так называемой оппозиции это не относится. Какая-то сплошная дымовая завеса критики и ни одного сколько-нибудь достойного внимания конкретного предложения. Переизбрание Миксера озадачило окончательно и только укрепило мое мнение, что это зиц-председатель, который «греет место» для кого-то другого. Его функция ответить на парламентских выборах за провал. В случае успеха нынешней компании против реформистов сливки будут снимать совсем другие люди.

Нынешняя странноватая активность против реформистов лишь подтверждает, что настоящей оппозиции у нас нет. Наша политическая система нуждается в гораздо более глубоких изменениях, чем того хотят (и в состоянии реализовать) авторы «Хартии 12» и нынешняя квазиоппозиция. Ночные бдения в парламенте дополнительное подтверждение этому. Не должно быть всего этого цирка в стране сколько-нибудь развитой демократии. Принимающие решения по бюджету должны иметь возможность их реализовывать. Если у части оппозиции, представляющей четверть избирателей, есть существенные возражения, то должен быть нормальный механизм их учета или понятного всему обществу отклонения. Ночные обсуждения с элементами психологического садомазохизма не имеют отношения к демократии.

В корпоративной деятельности есть термин «блокирующий пакет». Наличие 25% акций (иногда еще меньшей доли) гарантирует возможность заблокировать принятие решений. Это зафиксировано в регламенте принятия решений, и имеющие большую долю учитывают это уже на предварительных стадиях. У нас же изначально в государственном управлении нечто иное. Одних игнорируют на Тоомпеа, других – в Ратуше. Много суетливого пиара и очень мало ответственности за свои действия. И все это изменится не благодаря новым президентским порталам или покаянным заявлениям премьера. Нужно понимание всего народа Эстонии, что стране нужны коренные преобразования. Нынешние политики их реализовать не в состоянии.

Приедет ли внук к бабушке в Пыльтсамаа?

Фраза принадлежит не мне, а журналисту и достойному представителю эстонской интеллигенции Сулеву Вальнеру (бывшему главному редактору Maaleht и председателю совета по прессе). Политики из того или иного лагеря развлекают электорат своими специфическими действиями.

Провинция пустеет. Социальная инфраструктура деградирует. На большей части эстонской территории возможности получения медицинской помощи и полноценного образования постоянно ухудшаются. Во все времена было естественно, что дети и внуки проводили много времени в провинции («в деревне»). Это было одной из составляющих чувства малой родины, осознания своих корней. Особенно это актуально для тех, кто большую часть времени проводит за пределами страны. Постепенно все чаще решение принимается в пользу коротких посещений родственников на праздники (в случае проживания в больших городах) и коротких посещений без детей в случае проживания за границей. Даже мысли о проживании в месте своего рождения у эстонцев больше не возникает. Жить там, где родился, стало символом неудачника. Ни правящая коалиция, ни их критики этой проблемой не интересуются. Правящая коалиция сводит все к финансовым проблемам. Их критики вообще не опускаются до такой прозы. Для них важнее стилистика общения и ночные заседания.

Но если внук не захочет больше к бабушке в Пыльтсамаа, то он постепенно превратится в абстрактного северного европейца, на нем начнет ослабевать эстонская традиция. Сам он будет говорить с финским или шведским акцентом, а его дети не будут говорить на эстонском языке вообще и забудут об своих корнях. Для чего тогда была вся эта восстановленная независимость? Вот в чем большой вопрос нынешней эстонской жизни. Не лучше ли была для эстонского народа оккупация с большими сельскими праздниками в Аравете и Вяйке-Маарья.

Короткие новости по разным поводам

Несмотря на обилие информации об отставке министра юстиции и новых старых назначениях, комментировать здесь особенно нечего. Этот плод давно созрел и перезрел. Империя нанесла ответный удар. «Старая гвардия» провела спецоперацию и быстро поймала всех зайцев. Плохо управляемый бройлер Михал, возомнивший себя самостоятельной птицей, с большим опозданием якобы сам принял правильное решение. Кейт Пентус-Розиманнус намекнули, что и на нее тоже кое-что есть. Она поспешила заявить об отсутствии амбиций стать лидером партии. Поощрение получили «правильные бройлеры» Рыйвас и Певкур. Забавно, что при назначении нового главы минюста вспомнили о необходимости иметь ему диплом юриста. Почему раньше об этом не вспоминали, когда главой ведомства был «недоучка» Михал?

Очень странно выглядит нежелание Кылварта участвовать в судебных заседаниях по иску против КаПо. Столько было заявлений о желании идти до конца и деклараций о незаконности вмешательства полиции в деятельность политиков и прочее, а сейчас какая-то сомнительная занятость. Обращает на себя внимание отсутствие его новых заявлений в СМИ. Что же происходит с нашим во всех смыслах борцом?

Противоречивое поведение правительства с отказом на ходатайство об исследованиях для Северного потока может иметь лишь одно объяснение: не здесь это решается. Сама причина отказа это вообще для пера Зощенко. Посредством исследования можно получить информацию об объеме природных запасов Эстонии и их возможном использовании. Такое могут комментировать лишь специалисты из известного учреждения на Палдиском шоссе. Уже прошел первый этап. Скандинавы за свои несметные богатства не боятся. Может, нам остатки бюджета бросить на добычу кладовых Финского залива пока ВР или Shell не опередили?

Эпилог

Происходящее в стране очень напоминает Советский Союз образца 1989-90 года. Многое меняется. Есть новые лица в верхах. Но у всех ощущение, что уже поздно. Все это происходит на фоне того, что первые лица не очень понимают логику событий. Реагируют задним числом и делают хорошую мину при плохой игре. Ощущение приближения большой катастрофы и революционных изменений очень сильно.

Ключевые слова

Наверх