Cообщи

В приоритете прибыль от продажи алкоголя

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Вице-президент Всемирной организации укрепления здоровья Ану Касмел заявляет: алкоголь не является предметом первой необходимости и его продажа должна быть тщательно отрегулирована.
Вице-президент Всемирной организации укрепления здоровья Ану Касмел заявляет: алкоголь не является предметом первой необходимости и его продажа должна быть тщательно отрегулирована. Фото: Михкель Марипуу

Целью нынешней алкогольной политики является отнюдь не выживание народонаселения, здоровье людей или детей, а прибыль производителей алкоголя, полагает Ану Касмел, вице-президент Всемирной ассоциации развития здравоохранения.

Недавно работники сферы здравоохранения предложили повысить акциз на слабоалкогольные напитки до одного уровня с крепкими. Считаете ли вы это необходимым?

Основная группа потребителей слабоалкогольных напитков — молодые люди.

Через слабоалкогольные напитки начинается путь к употреблению крепкой выпивки. Повышение акциза до уровня крепких алкогольных напитков, чтобы предотвратить попадание молодых людей в зависимость от алкоголя, разумно.

По этому пути пошло большинство отвечающих за здоровье молодежи и обладающих ответственностью правительств и государств.

Я убеждена, что решения в области алкогольной политики, которые оказались оправданными в других странах, окажутся таковыми и для Эстонии. Знаю, что этот шаг в значительно поможет снизить обусловленную алкоголем смертность, утрату трудоспособности и экономический ущерб для всего общества. Почему же этого не сделать?

В Эстонии от связанных с алкоголем травм ежегодно гибнет примерно 500 человек. По сравнению с Северными странами, риск погибнуть от травм в три-четыре раза выше. Существует ли взаимосвязь между поступлением алкогольного акциза и несчастными случаями, травмами на почве употребления алкоголя?

Непосредственно обуслов­ленная алкоголем смертность действительно составляет примерно 500 человек, однако смертность, сопряженная с употреблением алкоголя, составляет в Эстонии примерно 2000 человек. Повышение акциза, по данным многих исследований, снижает обусловленную алкоголем заболеваемость, смертность и экономические убытки.

В 2010 году проведенное в Эстонии исследование, посвященное анализу взаимосвязи между употреблением алкоголя и экономикой, показало, что в рассматриваемый период обусловленный употреблением алкоголя экономический ущерб составляет на 2,2 млрд крон большую сумму, чем доход от акциза на алкоголь.

Что показал период экономического спада, когда акциза на алкоголь поступало меньше — оставалось ли число несчастных случаев, преступлений и смертей на прежнем уровне или нет?

В периоды экономического спада в различных странах заболеваемость по различным группам заболеваний и смертность, как правило, увеличивались, однако по части обусловленных употреблением алкоголя причин, в первую очередь связанных с внешними факторами травм и вызванной ими смертностью, а так же с преступностью насильственного характера, сокращалась.

Этот феномен связывают с уменьшением возможностей употребления алкоголя — нет денег, нет покупательской способности. В Эстонии за последнюю пару лет экономика начала восстанавливаться, употребление алкоголя расти, а статистика состояния здоровья населения и преступности тут же указывает на тенденцию стремительного роста.

Тяжелые в экономическом отношении времена и повышение акциза сразу же связывают с нелегальным алкоголем. Неужели у нас действительно в период спада пили меньше или употребляли подпольный алкоголь?

Согласно зарегистрированным в период последнего экономического спада данным, употребление нелегального алкоголя не увеличилось. Если бы оно выросло, это отражалось бы как на уровне состояния здоровья, так и на показателях преступности.

Но этого не было. На возможность увеличения употребления нелегального алкоголя любят ссылаться производители алкоголя, стремясь тем самым оправдать низкую стоимость алкоголя и воспрепятствовать законодательным шагам, воздействующим на состояние здоровье населения.

Можно ли на основании поступлений от алкогольного акциза сделать выводы о том, каким будет Новый год для полиции и медработников?

В прошлом году поступления акцизного налога выросли, и сразу стало больше травм, болезней, смертности и преступности. В этом году поступления от алкогольного акциза существенно не отличаются от прошлогодних.

Можно предположить, что в целом все эти показатели останутся на прежнем уровне. Большинство убийств и случаев с насилием совершается в состоянии алкогольного опьянения. Для полиции и медработников это означает повышенную нагрузку, а для налогоплательщиков — большие дополнительные расходы.

Какова, по мнению врачей, идеальная модель доступности алкоголя, к которой следует стремиться?

Алкоголь не является предметом первой необходимости. Продажа алкоголя как вредного вещества должна быть тщательно отрегулирована таким образом, чтобы он не наносил вреда детям и молодежи, не провоцировал на импульсивные покупки.

В городе Берген, где население примерно в два раза больше, чем в Тарту, есть только один магазин алкогольных напитков, который закрывается в конце рабочего дня. Показатель смертности, связанной с алкоголем, в Норвегии один из самых низких в Европе.

Сейчас наша алкогольная политика, к сожалению, такая же, как у восточных соседей. Алкогольная политика жестко регулируется не для того, чтобы досаждать людям, — она необходима для защиты молодых развивающихся организмов и еще не родившихся детей.

Из жителей Эстонии алкоголь не употребляют примерно 15 процентов взрослых. Их не касается идея, содержащаяся в составляемой сейчас так называемой зеленой книге алкогольной политики, чтобы сделать два дня в году безалкогольными — 1 июня и 1 сентября. Как вы относитесь к таким дням-кампаниям?

Любая публичная кампания, в которой упоминается слово «алкоголь», является рекламой для детей, молодежи, а также для взрослых, оно психологически формирует имидж алкоголя как нормального компонента повседневной жизни. Я очень надеюсь на здравый смысл тех людей, которые принимают решения, и на то, что в Эстонии эта идея не будет реализована.

Вы за ужесточение правил продажи алкогольных напитков или за то, чтобы алкоголь прятать с глаз покупателя?

Доступность является одним из важнейших факторов, способствующих потреблению алкоголя. Неограниченная продажа спиртных напитков, чрезвычайно большое число торгующих ими мест, низкие цены и свобода рекламы почти на всех аудиовизуальных медиа-каналах — все это заставляет задуматься о приоритетах и целях правительства.

Это говорит о том, что в Эстонии целью является не сохранность нации, благополучие людей и выживаемость детей, а прибыль от продажи алкоголя.

Участие производителей алкоголя в составлении так называемой зеленой книги по своей сути крайне неэтично, поскольку их цель — это личная прибыль, а с другой стороны, их деятельность как напрямую, так и косвенно вредит и здоровью населения, и экономической ситуации государства. Отсюда вытекает вопрос: каковы те причины, по которым принимающие решения люди отдают предпочтение прибыли производителей алкоголя?

Приведенные в зеленой книге предложения не способствуют уменьшению потребления алкоголя. Существует три возможности обоснованного вмешательства, которые могут оказаться действенными: запрет на рекламу алкогольных напитков, ограничение доступности и ценовая политика. Однако в зеленой книге вмешательство в этих областях запланировано, к сожалению, в очень небольшом количестве.

Ключевые слова

Наверх