Cообщи

Пассажирским поездом по Китаю

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
За грязными окнами неспешно плетущегося поезда, который до станции назначения добирается почти сутки, кипит жизнь.
За грязными окнами неспешно плетущегося поезда, который до станции назначения добирается почти сутки, кипит жизнь. Фото: AFP/SCANPIX

Когда рассказывают о Китае, то непременно подчеркивают, какой огромный рывок сделала эта страна с самым большим населением в мире в своем развитии за последние десятилетия.

Эти изменения затронули все сферы деятельности, в том числе и железнодорожное сообщение.

Современные скоростные поезда, мчащиеся со скоростью более 300 км/ч, стали одним из символов китайского технического прогресса. Поезда, которые преодолевают 1300 км между Пекином и Шанхаем за пять с половиной часов, как по скорости, так и по комфорту стали серьезными конкурентами самолетам.

Транспорт для крестьян
На фоне больших технических достижений остается в тени тот факт, что большая часть рельсового подвижного состава остается далеко не столь современной.

Китайские пассажирские поезда подразделяются на множество категорий, на вершине шкалы — поезда классов G и D, которые обслуживают самые важные линии, а в нижней части располагаются медленные поезда классов T и K, развивающие скорость только 120 км/ч, так что нечему удивляться, что они обычно не привлекают ценящего удобства западного туриста.

По сравнению со скоростными поезда-тихоходы значительно дешевле — поэтому мы и решили преодолеть 1300 км из неофициальной столицы Центрального Китая Ухани в расположенный в Южном Китае Шэньчжэн на поезде категории К. Дешевый — это не значит, что мы забронировали себе купейные или плацкартные места, это слишком шикарно.

Мы решили проехать 18,5 часов пути в сидячем вагоне, без всякой надежды на то, чтобы выспаться.
Сидячее место в вагоне К-класса представляет собой скамейку для трех человек с жесткой спинкой, которая по удобствам напоминает обычные вагоны нашей Edelaraudtee. Перед скамейкой стол, напротив другая скамейка, на которой сидят люди лицом к нам.

К счастью, сидевший рядом с нами третьим китаец вышел на одной из первых остановок, так что дальше мы ехали свободно. Напротив нас сидели какой-то молодой китаец хулиганской наружности и его девушка.

Останавливается поезд К-класса часто, буквально на каждом полустанке, и в среднем стоит там минут десять.
На что мы обратили внимание уже на вокзале, так это на клиентуру железной дороги. Если в скоростных поездах ездят люди, отвечающие нашим представлениям о среднем классе, то на дешевых поездах ездят в основном крестьяне.

Китайских крестьян сразу узнаешь по загорелым и обветренным лицам, а также по характерной одежде, которая обычно состоит из потрепанной кожаной куртки и таких же заношенных спортивных костюмов или джинсов.

Всю ночь напролет
В современном Китае быть крестьянином непопулярно, и урбанизированные китайцы, как правило, стараются скрыть свое сельское происхождение. Если на вопрос о родителях студент не отвечает или начинает юлить, то весьма вероятно, что его родители крестьяне.

Поэтому эстетам не стоит ожидать в таких компаниях особого обращения — звуки отрыжки, чавканья, харканья и плевков сопровождали нас всю дорогу; бывало, что, несмотря на запрет, закуривали прямо в вагоне. Кое-кто раздевался до пояса и отчаянно чесался.

Хотя мы ехали самым дешевым и самым нескорым поездом, пассажиры при этом не оставались без внимания обслуживающего персонала.

Каждые двадцать минут по проходу двигался кто-нибудь в какой-нибудь форменной одежде — кто продавал фрукты, кто печенье и закуски, кто вареный рис, кто приходил с метлой и сметал скопившийся на полу мусор и объедки.

Наступила ночь, и нас страшно раздражало, что обслуга поезда и ночью продолжала громкими криками рекламировать свою продукцию, несмотря на то, что большинство пассажиров уже спало или пыталось заснуть.

Например, некая тетушка с тупой настойчивостью ходила по поезду взад-вперед, предлагая пассажирам напрокат лаптопы, чтобы те могли посмотреть фильмы или поиграть в игры. После нескольких безрезультатных попыток она нашла благодарную клиентуру в лице сидевшей напротив нас молодой пары, которая, к нашему неудовольствию, но к удовольствию остальных пассажиров, тут же стала смотреть фильм, врубив звук на полную громкость.

Четыре часа сна
Соседи продвинутой парочки, вытянув шеи, пытались тоже посмотреть фильм. Судя по тому напряжению, с каким сидевшие через проход крестьяне наблюдали за происходившим на экране монитора, дело это для них непривычное.

На всякий случай тетушка, предлагавшая лаптоп в аренду, перед тем, как оставить его, надежно прикрепила его к столу, навесив замок.

Но на этом развлечение не закончилась. Вместе с нами в вагоне случайно оказалась женщина средних лет, эдакая коробейница, которая решила не упускать случая и выставила свой товар на продажу.

Чего только она не предлагала, начиная от массажного аппарата, от демонстрации которого на собственной шее автор этих строк вежливо отказался, до ремня из натуральной якобы кожи. В доказательство того, что ремень точно кожаный, эта решительная женщина перекинула его через решетку багажной полки и, к удовольствию всех пассажиров, ухватившись руками за ремень, пыталась повисеть на нем.

Несмотря на шум и гам, бороться с подступавшей сонливостью становилось все труднее и труднее, и большая часть поездки прошла в ожидании, что сидящая напротив парочка сойдет на своей станции, и мы наконец сможем принять горизонтальное положение.

Такая возможность представилась нам в два часа ночи, после одиннадцати часов пути. Увы, долгожданное счастье длилось недолго, так как через пару часов нас растолкали вошедшие на одной из станций три крестьянки, которым непременно нужно было сесть рядом и начать громко болтать о своем, о женском.

К утру, когда мы приехали в Шэнчжэнь, удалось поспать от силы четыре часа. Как бы мы ни гордились собой, что сумели выдержать такое испытание, возвращаться решили скорым поездом. Обратная дорога заняла пять часов, и стоила нам в три раза дороже.

Как добраться из Китая в Гонконг?

Тем, кому нужно ехать из материковой части Китая далее в Гонконг, полезно узнать, что лучшим способом сделать это будет выехать через пограничный город Шэньчжэнь.

Расположенный к северу от Гонконга Шэньчжэнь является одной из первых в Китае особых экономических зон. Город этот популярен как у местных, так и у пересекающих границу туристов, авиаперелет до пунк­та назначения из материковой час­ти Китая всегда дешевле, чем лететь прямо в Гонконг.

После прибытия в город необходимо решить, какой из пунктов пересечения границы выбрать для прибытия в Гонконг. Самый удобный вариант — это Лоуху, который расположен рядом с главным железнодорожным вокзалом и соединен веткой метро как с Шэньчжэнем, так и с центральной частью Гонконга. Если вам требуется прибыть на место точно в срок, следует явится на границу заблаговременно, поскольку днем очереди на погранпунктах могут растянуться надолго.

Сначала надо отстоять в очереди и показать свой пас­порт китайскому чиновнику, затем процедуру придется повторить и получить печать на стороне Гонконга. Китайскому пограничнику надо представить заполненную анкету убывающего лица, экземпляры которой есть в погранпункте и которая заполняется прямо на месте.

Граждане Эстонии имеют право находиться в Гонконге без визы сроком до 90 дней. Следует помнить, что если на основании обычной турис­тической визы вы уже покинули Китай и ступили на землю Гонконга, виза перестает действовать, и вернуться через границу обратно вы уже не сможете.  

При необходимости можно снова ходатайствовать о предоставлении визы в посольстве КНР в Гонконге, но это потребует времени и денег, поэтому программу поездки стоит составить заранее и подойти к этому вопросу с большой тщательностью.

Ключевые слова

Наверх