Cообщи

Не нужно искать чудо за границей

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: Тоомас Хуйк

Лимит на легионеров для команд, участвующих в Лиге мастеров Эстонии, который начнет действовать с будущего сезона, необходим для развития отечественного футбола, считает Айвар Похлак.
 

На прошлой неделе Эстонский футбольный союз (ЭФС) сообщил об изменениях в правилах, согласно которым в новом сезоне в клубе, выступающем в Лиге мастеров, может играть не более шести иностранных игроков. ЭФС, по словам президента Айвара Похлака, планирует не только ввести ограничение на легионеров, но и изменить порядок перехода футболистов из одного клуба в другой: новый клуб должен будет заплатить клубу, в котором до перехода играл футболист, его зарплату за 12 месяцев.

Айвар, когда клубам сообщили о новых правилах, касающихся количества легионеров, и почему этот порядок начнет действовать уже с сезона 2013 года? Почему бы не сообщить клубам об изменении за два года?

На подготовку вопроса ушло около трех лет. До нынешнего года действовали слишком пассивно. Можно сказать, что с введением нового порядка мы припозднились на два-три года.

Я имею в виду то, что в последние два сезона в клубах Ида-Вирумаа увеличилось количество иностранных игроков, с чем связано мошенничество со ставками. А в нынешнем сезоне эта тенденция наблюдалась и в одном из таллиннских клубов.

Нынешним летом мы поняли, что вопрос необходимо срочно решать. Кроме мошенничест­ва со ставками, появилась еще одна проблема: семьи футболис­тов из другой части света требовали деньги, так сказать, за вид на жительство и разрешение на работу в Европе, и для того, чтобы футболист мог играть в Эстонии, через клуб оформляли необходимые документы, часть полученных денег шла на то, чтобы финансировать через клуб игру футболистов в Эстонии. Нас предупреждали об этом на уровне ФИФА и УЕФА, но до тех пор, пока дело не зашло так далеко, мы не очень понимали, как это возможно в Эстонии.

Третья причина, по которой ЭФС вынужден был поспешить с решением этого вопроса, связана с т.н. инвесторами, которые крутятся вокруг клубов. С их стороны активнее стали поступать предложения о том, чтобы купить клубы или часть их акций, пригласить легионеров, и это вызывало тревогу, поскольку мошенничество со ставками давало возможность зарабатывать деньги.

На эту тему мы говорили с клубами в первый раз весной на пленуме ЭФС, более конкретно — примерно за месяц до того, как порядок был утвержден окончательно. После того как прошли первые обсуждения, мы, учтя мнения, изменили цифру «пять» на цифру «шесть» для трех клубов — Nõmme Kalju, Narva Trans и Sillamäe Kalev.

С клубом Nõmme Kalju сразу договорились, что если в сезоне 2013 года двое игроков, с которыми уже подписаны контракты, не будут играть в команде, т.е. если у них останутся лучшие шесть легионеров, то Эстонский футбольный союз оплатит расходы, связанные с теми двумя игроками, если они не войдут в число шести иностранцев, на счету которых самое большое количество сыгранного времени.

Новое правило было принято так быстро потому, что у какого-то клуба могли возникнуть в будущем проблемы из-за слишком большого количества легионеров, или имелись другие существенные факторы, вынудившие действовать быстро? Могла ли, учитывая небольшие деньги, которые крутятся у нас, в ближайшие годы в нашей Лиге мастеров сложиться такая ситуация, как, например, на Кип­ре, где количество легионеров превосходит все разумные пределы? Или речь идет о защитном механизме с прицелом на будущее?

Количество легионеров в клубах Ида-Вирумаа уже превысило разумные пределы — и в нарвском Trans, и в силламяэском Kalev в некоторых матчах нынешнего сезона участвовало восемь иностранцев. Несмот­ря на то что вопрос подготовки смены поднимается систематически, некоторые клубы мало внимания уделяют работе с молодежью.

Они не ищут местных футболистов, которые могли бы выступать, так сказать, в роли рядовых игроков, надеются на чудо, на то, что удастся найти футболиста за границей, но в большинстве случаев это, конечно, не удается.

Хочу отметить, что решение принято не только с учетом сегодняшнего дня, оно нацелено на будущее. Некоторые команды уже сейчас должны исходить из того, что вместо играющего на среднем уровне легионера должен быть свой играющий на среднем уровне футболист.

Подчеркну еще раз — мы должны шаг за шагом развивать свои клубы, а не руководствоваться сиюминутными амбиция­ми, стремясь выиграть на один матч больше или играть в более сильной лиге. Когда бесплатно приглашают легионеров с той или иной плохой целью или пытаются установить контроль над клубом, то это очень плохо влияет на весь эстонский футбол. Мы просто не могли больше ждать или устанавливать не столь строгое правило.

Хочу добавить, что на самом деле похожая опасность поджидает нас почти во всех сферах жизни в Эстонии, и мы должны всерьез задуматься о том, почему мы мечтали о независимости Эстонии, что значит быть эстонцем на этом клочке земли, что для нас главное — деньги и благосостояние, хотим ли мы жить только одним днем.

Похоже, что ФИФА склонно к введению поощряющей прием легионеров версии «шесть местных и до пяти иностранных игроков на поле». Почему Эстонский футбольный союз (ЭФС) не вводит ее один к одному, а идет тем путем, что ограничивать следует не количество иностранцев на поле, а в составе команды? Наш сосед Латвия, например, пошла по пути ограничения числа иностранных игроков на поле, а не в составе команды.

По простой причине — для развития эстонского футбола важно, чтобы сюда ввозили только тех иностранцев, которые играют отлично или хорошо, т.е. были бы основными игроками, а их будущая ближайшая замена была бы из местных.

Ведь срабатывает такая логика — о возможностях среднего эстонского футболиста имеется, как правило, неплохое представление, но в отношении равного или даже более посредственного игрока-иностранца такого хорошего представления за тестовый период не получишь, поэтому скорее возьмут иностранца — в отношении него надежд больше.

Но реальная жизнь показывает, что это неоправданно. Поэтому мы посчитали, что разумнее будет поставить общую границу, а не полагаться излишне на надежды.

В опубликованной программе развития записано, что через каждые два года число разрешенных иностранных игроков будет уменьшаться на одного футболиста. Так не будет ли маловато иметь в 2017 году только четырех иностранных игроков в команде? Есть ли планы когда-нибудь придти к тому, чтобы в Лиге мастеров вообще не играли бы иностранцы?

По уже изложенным причинам это оптимальное число: четыре отличных игрока-иностранца и остальные — местные, плюс дополнительные возможности через дубль, которые позволяют привозить талантливую иностранную молодежь. Все это должно лучше способствовать развитию эстонского футбола. Ниже этой границы мы вносить ограничения не собираемся, да это было бы и неразумно.

Почему правило сформулировано так, что из 30 членов команды как минимум 24 должны быть из числа тренирующихся в Эстонии, а не говорится прямо о шести разрешенных иностранных игроках?

Такова рекомендация УЕФА и ФИФА — ограничивать не число иностранцев, а устанавливать требуемое число местных.

А если клуб зарегистрирует меньше 24 «воспитанных в Эстонии игроков», тогда он будет иметь право включить в состав шесть иностранцев?

Да, естественно, каждая пустая строчка в списке регистрации сокращает на одного человека обязательное число местных игроков.

Полный состав команд в завершившемся сезоне зарегистрировали лишь Kalev и Tammeka. А найдется ли сейчас в Эстонии хороших футболистов на десять команд полного состава, т.е. 240 человек, которые могли бы играть на уровне Лиги мастеров? Например, в Sillamäe и Trans в этом сезоне было по 12 игроков, которые вписываются в определение «воспитанных в Эстонии игроков». Где же найти остальных, которые имели бы достаточный игровой класс?

Что касается Trans, то в воскресенье я встречался с его руководством, и было интересно видеть, как там начали изыскивать возможности найти местных игроков. Так что есть надежда, что уже сейчас появится больше, так сказать, мест для местных игроков и они получат возможность развиваться и продолжить играть в футбол на более высоком уровне.

В Эстонии действует правило, выплачивать предыдущему клубу плату за регистрацию даже после завершения договора. Именно поэтому многие клубы отмечают, что привлечение иностранца в клуб оказывается более выгодным, чем такого же по уровню местного игрока. В связи с изменением правил нет ли намерения отменить этот пункт или изменить его, чтобы больше способствовать переходам внутри страны?

Да, есть. Работа над этим уже идет. Имеет смысл ослабить ограничения, но не отменять их полностью, поскольку наша лига не должна становиться мес­том, где игроки бегают из клуба в клуб за чуть большей зарплатой.

Нам надо добиться того, чтобы у нас были реальные клубы, чтобы игроки чувствовали себя час­тью клуба, причем как взрослые игроки, так и молодежь. Это длительный процесс, и в ближайшие три-пять сезонов мы сосредоточимся на лицензировании клубов имея в виду именно этот аспект.
 

Ключевые слова

Наверх