Cообщи

Внешнеполитические итоги года в РФ: перезагрузка окончательно выдохлась

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Здание МИД РФ в Москве.
Здание МИД РФ в Москве. Фото: SCANPIX

К концу года оттепель в отношениях между Москвой и Вашингтоном, которой дало старт символическое нажатие "кнопки перезагрузки", окончательно выдохлась. Запад и Россия вступили в "войну списков". В ответ на принятие в США "закона Магнитского" парламент РФ выработал свой "черный список", дополнив его рядом асимметричных мер. Пострадают от них, правда, не американские чиновники, а российские сироты. Беспокойство за их судьбу выразил детский фонд ООН.

Раскритиковал российских законотворцев и Госдепартамент США. "Мы сожалеем по поводу того, что российский парламент сделал этот шаг вместо того, чтобы добиваться выполнения вступившего в силу 1 ноября двустороннего соглашения о сотрудничестве в области усыновления", - заявил представитель ведомства Патрик Вентрелл, которого цитирует ИТАР-ТАСС. "Неправильно увязывать судьбу детей с не относящимися к этому политическими соображениями", - заключил он.

"Коммерсант" подводит итог: если бы власти в РФ ограничились симметричным ответом, как обещали раньше, то это стало бы неприятным элементом двусторонних отношений, но не более того. Но теперь все вылилось в серьезнейший раздражитель, который, несомненно, будет портить отношения России и Запада в 2013 году.

Как считает газета, дело не ограничится сбором подписей на сайте американского Белого дома под петицией по включению в "список Магнитского" чуть ли не всего состава Госдумы, а заодно и президента Владимира Путина - если он закон подпишет. В наступающем году под угрозой срыва может оказаться запланированный визит в Россию президента Барака Обамы, полагает она.

В Европе тоже возмутились асимметричным ответом России американцам. Тамошние законодатели сочли, что власти РФ используют сирот в политических целях, и теперь с удвоенной силой настаивают на принятии собственных "черных списков", продолжает издание.

На прошедших выборах в США российские политики делали ставку на Барака Обаму, но после его переизбрания так и не увидели того Обаму, на которого рассчитывали. Как напоминает "Коммерсант" в другой статье, помимо принятия "закона Магнитского", глава Белого дома преподнес Москве неприятный сюрприз в виде признания сирийской оппозиции. Примеру американцев вскоре последовали еще около 100 стран.

К несимметричному ответу мог невольно подтолкнуть Лавров

Пока же все внимание приковывает так называемый "закон Димы Яковлева", который Совет Федерации единодушно одобрил в среду. Теперь дело за президентом, который еще может наложить вето. Впрочем, судя по его заявлениям в ходе пресс-конференции 20 декабря, на которой вопрос о "сиротском законе" журналисты поднимали восемь раз, документ вряд ли будет отправлен на переработку.

В частности, Путин сказал: "Когда бьют по одной щеке, надо бы подставить другую; я к этому пока морально не готов. Если нас шлепнули, надо ответить, иначе нас всегда будут шлепать" (цитата из стенограммы на сайте Кремля).

"Коммерсант" приводит любопытный факт: рассуждениям о "шлепках" (впрочем, еще до принятия в США "акта Магнитского") предшествовала беседа Путина с главой МИДа Сергеем Лавровым. По словам источника газеты, близкого к кремлевской администрации, президент тогда спросил, зачем конгрессу США принимать такой закон, если они и так могут в любой момент по-тихому наложить визовые и экономические санкции на любого иностранного гражданина. Лавров на это ответил: дело не столько в санкциях или конкретных лицах, а во внутриполитической борьбе в США - за счет таких демонстративных антироссийских шагов некоторые американские политики повышают свои рейтинги.

Выходит, глава российской дипломатии невольно способствовал тому, что ответный "шлепок" Москвы оказался сильнее американского. При этом сам Лавров публично выступил против "сиротского закона". Так же поступили министр образования Дмитрий Ливанов, министр по связи с открытым правительством Михаил Абызов, министр финансов Антон Силуанов (в интервью телеканалу "Дождь") и негласно - еще несколько высокопоставленных чиновников.

Наверх