Система выборов и в Рийгикогу, и в советы местных самоуправлений, и в Европарламент изменялась с начала 90-х годов неоднократно, - рассуждает в «МК-Эстония» депутат парламента, центристка Ольга Сытник. – Как показывает практика, говорить о реформе начинают после того, как результаты выборов не соответствуют ожиданиям избирателей или – чаще – правящей элиты.
Сытник: о реформе говорят, когда результаты выборов не соответствуют ожиданиям правящей элиты
После последних выборов в Европарламент, где одиночный кандидат Таранд набрал очень много голосов, было принято решение сделать голосование на основании открытых списков кандидатов.
После того, как в парламент стали попадать депутаты, набравшие очень небольшое число голосов, но имевшие хорошее место в общем списке, Закон о выборах в парламент тоже изменили.
С начала 2000-х кандидат должен собрать не менее 5% от окружной квоты, чтобы получить компенсационный мандат.
Успех центристов в Таллинне на предпоследних выборах в горсобрание привел к тому, что Закон о выборах в местные самоуправления хотели изменить в рамках Закона о гендерном равноправии, потому что это надо было сделать очень быстро. А для инициирования отдельного законопроекта времени не было. К счастью, эта глупость не прошла, хотя закон все равно со временем изменили и увеличили количество городских депутатов с 63 до 79. Но желаемой цели нынешняя коалиция так и не добилась. И с новой системой Центристская партия набрала абсолютное большинство голосов.
В изменениях избирательной системы нет ничего плохого, если они приводят к тому, что представительство партий в различных органах будет лучше соответствовать реальной поддержке избирателей. Главное, чтобы систему не изменяли с целью получения скорой политической прибыли впопыхах и без соответствующего анализа.