«Кстати, в условиях экономического кризиса это стало еще заметнее. Сегодня зачастую именно для русских не остается даже той черной работы, которую им милостиво позволяли выполнять. А вот куда они делись, эти русские, это никого не волнует. Как не волнует, кого они воспитывают на свое пособие по безработице, и как лет через пять — десять собирается государство договариваться с этими детьми, воспитанными в нищете, комплексах и ненависти. Или защитники языка и культуры надеются на любовь?» - спрашивает ученый.
«Между тем, как учил Лотман (Юрий Михайлович Лотман, профессор Тартуского университета, основоположник семиотики – ред.), только в диалоге проверяется, соответствует ли действительности то, что ты говоришь. Причем это может быть диалог ассиметричный, диалог принципиально не совпадающих друг с другом партнеров. Но когда нация начинает замыкаться в себе, ничего хорошего ждать не приходится.
Замыкаясь внутри себя, мы отрываемся от действительности. А у эстонцев очень крепок этот стереотип: мы маленькие, нас все время обижали, мы все время были на грани уничтожения, главное наше достояние – это наша эстонскость. Все это вкупе разрушительно действует на интеллектуальные способности. И, как минимум, ограничивает горизонт», - говорит ученый.
«Сегодня люди, взлелеявшие идею национального государства, полагают, что управляют событиями. И до какой-то степени это верно. Однако у них 40 процентов населения, говорящего на другом языке, что совершенно не учитывается в политике. А если учитывается, то исключительно лживо. Правительство постоянно держит фигу в кармане, и фига эта рано или поздно становится всем видна. Что происходит? Постепенно накапливается недовольство несправедливостью законов. И пока эта несправедливость не будет решена, повторение событий — возможно», - считает преподаватель.