В первые дни нового года Нарвский союз ликвидаторов последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ждёт ответ из Департамента социального страхования Эстонии по поводу того, что одному из нарвских «чернобыльцев» отказали в выходе на досрочную эстонскую пенсию. Причина отказа - у человека уже есть «чернобыльская» пенсия от России. И попавших в такую же ситуацию ликвидаторов только в Нарве - около десятка, а по Эстонии и того больше, пишет "Инфопресс".
«Чернобыльцам» отказывают в досрочной пенсии
Председатель нарвского союза Сергей Непримеров пояснил «ИП», что речь идёт о живущих в Эстонии «чернобыльцах»-гражданах России. Российское государство даёт им возможность, в зависимости от периода пребывания в зоне катастрофы, выйти на пенсию в 50 или 55 лет. И люди этим правом пользуются. В Эстонии такое же право у них наступает на пять лет раньше общего пенсионного возраста, то есть в 58. Но когда уже получающий льготную пенсию от России человек ходатайствует о льготной пенсии и от Эстонии, то следует отказ. Основание - эстонско-российское пенсионное соглашение.
- «Чернобыльцы»-граждане Эстонии и лица без гражданства выходят на эстонскую льготную пенсию, а российским гражданам, уже получающим пенсию от России, - отказ. Хотя российский закон, на основании которого эта пенсия им идёт, - 166-й федеральный закон о льготах - предметом межгосударственного соглашения не является, - рассказал Непримеров.
По его словам, российская сторона в «зеркальной» ситуации к ходатайствующим относится иначе. Если живущий в Эстонии ликвидатор сначала оформит эстонскую льготную пенсию, а потом обратится за российской льготой, то он её получит.
Возможно, негативную роль играет и формулировка в справках от России, предъявить которые эстонское пенсионное ведомство требует от тех, кто хочет стать пенсионером в 58 лет. Там пишут, что человек действительно получает от России пенсию на основании 166-го закона, хотя если бы вместо «пенсии» значилось, например, «пособие», то вопросов у эстонской стороны не было бы.
- Но так мне сказали в нарвском пенсионном департаменте устно, документально я эти слова подтвердить не могу, - Сергей Непримеров посетовал, что вообще получить от эстонских чиновников официально оформленный отказ в назначении льготной пенсии «чернобыльцам» трудно. И когда входящий в нарвский союз Николай смог добиться письменного ответа, то этот документ официально же и обжаловали - подали возражение.
Договоры, законы, статьи
Заместитель заведующего отделом пенсий и пособий Департамента социального страхования Мерле Сумил-Лаанемаа в комментарии для «ИП» напомнила, что право выйти на пенсию на пять лет раньше предоставляется «чернобыльцам» эстонским законом о репрессированных оккупационными режимами и эти льготы не подпадают под действие эстонско-российского пенсионного договора.
- Если живущий в Эстонии «чернобылец» ходатайствует о пенсии и ему ранее назначена пенсия или иная предусмотренная российскими правовыми актами денежная выплата по старости, то более невозможно ходатайствовать о внутригосударственной пенсии от Эстонии, а пенсия назначается только в соответствии с договором. Статья 6 соглашения о применении договора устанавливает: в случае, когда человеку назначена пенсия на основании правовых актов одной из сторон, при возникновении права на пенсию по правовым актам другой стороны его заявление одновременно считается и заявлением о рассмотрении пенсии на основании положений договора. То есть заявление каждого лица, уже получающего пенсию от другого государства, автоматически считается заявлением на основании договора. А он не предусматривает первичного назначения пенсии согласно закону о репрессированных, - сказала Сумил-Лаанемаа.
Исключение, по её словам, составляют ситуации, когда ликвидатор достиг эстонского льготного возраста ещё до вступления договора в силу и пенсию ему назначили по закону о репрессированных. Если у такого человека есть неучтённый Эстонией российский стаж, можно просить пересмотреть пенсию в соответствии с договором, при этом она не должна уменьшиться.
- Департамент в курсе проблемы «чернобыльцев». Решением было бы расширение договора и на пенсионные льготы для репрессированных, но это потребовало бы изменения договора, - заключила чиновник.
Юрист критикует
Помогавший Николаю составить возражение юрист-правозащитник Мстислав Русаков убеждён, что правота на стороне «чернобыльца».
По мнению Русакова, департамент лжёт, когда в обосновании своего отказа утверждает, что пенсионер якобы подал заявление о назначении пенсии на основании межгосударственного договора. На самом деле, заявление основано на внутреннем эстонском законодательстве.
- Более того, департамент, противореча сам себе, утверждает, что пенсионные льготы для репрессированных вообще не являются предметом договора. Но если это так, то за отсутствием международной регуляции тем более должно применяться внутреннее эстонское законодательство, - отмечает юрист.
Неверным считает он и толкование международного договора в том ключе, что раз «чернобыльцу» несколько лет назад уже была назначена российская пенсия, то теперь договор к нему надо применять автоматически. Это невозможно уже хотя бы потому, что договор устанавливает: пенсии, назначенные до вступления его в силу, могут быть пересмотрены на основании заявления лица. А таких заявлений человек не предоставлял.
Юрист цитирует русский текст шестой статьи соглашения о применении договора (а в данном случае оба текста имеют одинаковую силу): «Заявление о назначении пенсии, поданное лицом, которому пенсия была назначена по законодательству одной из Договаривающихся Сторон, в связи с приобретением права на пенсию по законодательству другой Договаривающейся Стороны, одновременно считается заявлением о пересмотре пенсии в соответствии с положениями Договора». И указывает, что эстонское пенсионное ведомство могло бы отказать ликвидатору, если бы в последней фразе вместо слова «пересмотр», стояло бы «назначение». А так - чего же Эстония будет «пересматривать» то, что ещё не назначила?
По словам Сергея Непримерова, в зависимости от ответа Департамента социального страхования, их союз готов идти и дальше - в суд. Льготные пенсии слишком важны для «чернобыльцев» с учётом того, сколько этим людям приходится тратить на лекарства.