Нарвский союз ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС почтил память руководителя этой общественной организации Анатолия Печерицы, скончавшегося год назад - 30 декабря 2011-го. Цветы и венки к памятной доске, установленной на здании бывшего военкомата, от которого в трагическом 1986 году нарвитяне отправлялись на ликвидацию последствий атомной катастрофы, возложили ветераны-чернобыльцы из городов Ида-Вирумаа, а также третий секретарь Генерального консульства России в Нарве Виталий Корчагин, пишет "Инфопресс".
Ветераны Чернобыля: держимся, живем, сражаемся
Четверть века назад из Эстонии на ЧАЭС было направлено около пяти тысяч человек, в основном мужчины в возрасте 20-39 лет. Мобилизация проходила в военкоматах под видом военных учебных сборов. Большинство находилось в Чернобыле от трех до четырех месяцев.
Мужчины выполняли транспортные, строительные и другие работы, снимали лопатами заражённую почву, а также участвовали в возведении саркофага на разрушенном реакторе. Основным защитным средством была ватно-марлевая повязка, хотя многие и её не использовали. Йодные препараты получали 30-40% ликвидаторов, однако их часто давали с опозданием. Почти у 90% находившихся в Чернобыле были официально зарегистрированы дозы облучения, занесенные в военный билет или военные списки. Все, кто находился в Чернобыле, получили очень большую дозу.
Как поясняет председатель Нарвского союза ветеранов Чернобыля Сергей Непримеров, в 1997 году при создании этой организации нарвитян в ней числилось 286 человек, а всего из Ида-Вирумаа участвовало в ликвидации последствий атомной катастрофы около трех тысяч призванных военкоматами.
Сегодня Нарвская региональная организация объединяет около 130 человек, в основном граждан России - ветеранов из городов и поселков Ида-Вирумаа. В частности 33 - из Силламяэ, около 40 - из Кохтла-Ярве, 60 - из Нарвы, хотя на самом деле в Нарве участников ликвидации последствий ядерной катастрофы проживает больше раза в два, но не все входят в союз.
Проблемы у ликвидаторов - в основном со здоровьем и льготами. Есть разница между ветеранами-гражданами Эстонии и России, хотя, как справедливо утверждают ветераны, при аварии в 1986 году радиация, поражая здоровье, не выбирала по национальности. Тем не менее граждане Эстонии по рождению имеют в нашей стране определенный набор льгот - в отличие от натурализованных граждан, а также от граждан России и не имеющих гражданства. То есть разделены на своеобразные касты. Было бы справедливо уравнять всех в Эстонии ликвидаторов в правах - мнение С.Непримерова и его соратников. Этот вопрос зависит от воли депутатов Рийгикогу. Более широкий набор льгот для граждан ЭР по рождению обусловлен тем, что на них распространяется действие Закона о репрессированных.
Могли бы помогать более активно ветеранским организациям и местные власти. Например, в Нарве офис чернобыльцев - помещение на ул. Линда, 4 - арендуется за счет ветеранских денег, хотя чернобыльцы обращались с соответствующей просьбой о выделении средств к местному самоуправлению.
Нарвитянка Татьяна, муж которой входит в союз чернобыльцев, считает, что многие вопросы будут утрясены, если Эстония и Россия подпишут международный договор, направленный на обеспечение прав ветеранов-ликвидаторов. Уместно еще раз заметить, что большинство в Нарве ликвидаторов - граждане РФ.
Сергей Непримеров обращается через газету «Инфопресс» к родственникам ветеранов с призывом - принести в офис ветеранской организации, расположенный на пятом этаже по ул. Линда, 4 - фотографии отца, брата, родственника. Создается стена памяти. Семейные фотореликвии можно приносить каждую среду с 15 до 19 часов.
Память о подвиге тех, кто спас мир от ядерной катастрофы, должна быть сохранена.