Cообщи

Новый глава полиции может оказаться не из системы

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
иллюстрация: Pm

Министр внутренних дел Кен-Марти Вахер, подыскивающий нового руководителя Департамента полиции и погранохраны (ДПП) предпочитает, чтобы этот человек не имел отношения к системе.

Об этом, насколько известно Postimees, Вахер неоднократно говорил в беседах. Другими словами, министр решился на необычно смелый для него шаг — в случае, если новый руководитель, не имеющий отношения к полиции и погранохране, не справится на столь высокой должности, то министра привлекут к политической ответственности.

Плюсы и минусы
На фоне предпочтений Вахера шансы нынешнего руководства ДПП победить в конкурсе весьма призрачны. Из числа нынешних руководителей ДПП свои кандидатуры на конкурс на замещение должности гендиректора департамента якобы намерены выставить нынешний заместитель гендиректора по охране правопорядка Тармо Мийлитс и заместитель гендиректора по охране границы Тыну Хунт.

В пользу первого говорит его безупречная репутация и честность, в пользу второго — возможность продемонстрировать, что в ДПП продвигают и тех, кто занимается охраной границы и, как правило, остается на втором плане.

Что касается префектов, то министр высоко ценит префекта Пыхьяской префектуры Эльмара Вахера, кандидатуру которого рассматривали на должность вице-канцлера МВД. Но незаконченное образование лишает Вахера возможности занять высокий пост. Из префектов условиям конкурса соответствует только Прийт Суве, возглавляющий Ляэнескую префектуру, но он излишне академичен.

От нового руководителя ждут способности к эмпатии, умения общаться с людьми, смелости делегировать принятие решений подчиненным. Глава ДПП должен входить в круг лиц, принимающих в МВД решения.

Райво Кюйта, оставляющего пост генерального директора, упрекают как раз в отсутствии двух последних качеств.

Умение делегировать руководство может стать серьезным препятствием для одного из вероятных претендентов — вице-канцлера Министерства юстиции Прийта Кама.
В пользу Прийта Кама говорит много обстоятельств.

Во-первых, реанимируя хромающую систему тюрем Эстонии, он продемонстрировал способность целенаправленно идти к цели. Во-вторых, Вахер благоволит ему еще со времени совместной работы в Министерстве юстиции.

В-третьих, Кама, очевидно, может рассчитывать на политическую поддержку Партии реформ (через Министерство юстиции), которая понадобится при обсуждении кандидатуры нового генерального директора ДПП в парламентской правовой комиссии.

Однако большим минусом Кама является его авторитарный стиль управления. Кроме того, проблемой может стать его недостаточная стрессоустойчивость в кризисных ситуациях. Словом, в способности Кама проветрить ДПП не приходится сомневаться, опасаться стоит только того, что вместе со свежими ветрами перемен из организации вылетят последние светлые головы. Так, во всяком случае, говорили Postimees многие из числа руководства ДПП.

Непростой выбор
С мнением примерно 5500 человек, работающих в ДПП, это фактор, министр вынужден считаться. Судя по результатам интернет-опроса, проведенного на сайте ДПП, только 25% ответивших согласны с тем, что новый гендиректор мог бы не иметь отношения к организации.

Это обстоятельство ставит Вахера перед нелегким выбором. Большинство ответивших считает, что генеральный директор должен иметь отношение к сфере безопасности. В свете этого наиболее подходящим кандидатом видится Эркки Коорт, занимающий пост вице-канцлера МВД. Во-первых, Коорт связан с объединением ДПП.
Во-вторых, он один из тех, кто лучше всех знаком с организационными проблемами системы внутренней безопасности.

Но одно обстоятельство позволяет сомневаться в том, что Коорт может занять пост, о котором мы говорим. Ранее министр уже отстранил его от курирования вопросов, касающихся внутренней безопасности, и вряд ли он пойдет на то, чтобы, назначив на пост главы ДПП, вновь вернуть ему эту сферу. Коорт, известный своими прямыми высказываниями, может оказаться в числе критиков министра.

Формально предложения приступить к работе победителям конкурса будут делать будущий канцлер МВД Лейф Калев и вице-канцлер Ханнес Конт. В случае, если вице-канцлер Коорт выставит свою кандидатуру на конкурс, в принятии решения он участвовать не будет.

По сути, решение будет принимать министр, который имеет полное право даже заявить о том, что конкурс провалился.

Кроме того, если условия конкурса будут расширены, общественности вполне можно будет объявить, что все варианты были рассмотрены, но ни один их них не подошел, и воспользоваться новым шансом, назначив на должность руководителя ДПП человека, полностью устраивающего министерство.

Эркки Коорт

• Вице-канцлер Министерства внутренних дел по политике внутренней безопасности. Коорта, который десять лет занимал высокий пост в Полиции безопасности, в 2007 году перевел в Министерство внутренних дел тогдашний министр Юри Пихл. Прежде Коорт отвечал в министерстве за всю сферу внутренней безопасности, а теперь занимается только политикой этой сферы. Вероятно, именно поэтому он выдвинул свою кандидатуру на пост нового генерального директора. В 2010 году он уже участвовал в этом же конкурсе, но не был выбран.

• Плюсы: непосредственно участвовал в процессе объединения полицейского и пограничного департаментов, и поэтому хорошо знает внутреннюю жизнь учреждения. В связи с публичной критикой в адрес судов Коорт завоевал уважение полицейских. В качестве начальника — доброжелателен.

• Минусы: отсутствует полная поддержка министра внутренних дел. Никогда не руководил структурой, в которой было бы больше десяти работников. Слишком прямолинеен в высказываниях, поэтому может попасть в политический конфликт.

Прийт Кама

• Вице-канцлер Министерства юстиции, руководящий отделом тюрем. Поступив на службу в Министерство юстиции 20 лет назад, Кама в 2000 году был там же канцлером права, однако в ходе парламентского голосования получил лишь 49 голосов «за», из-за чего лишился места. В качестве причины была названа его недостаточная опытность.

• Плюсы: поддержка министра внутренних дел, политическая поддержка, в тюремной системе показал себя способным руководителем, по его инициативе и под его руководством тюрьмы получили многие утраченные права, зарплаты тюремных работников повысились, и т.д. Мощный реформатор. Целеустремленный — в качестве руководителя добивается поставленных целей.

• Минусы: некоммуникабельный, конфликтный, в кризисных ситуация плохо выдерживает стресс. В связи с этим для этой должности ему не достает уважения со стороны полиции, причем на самом высоком уровне. Как авторитарный руководитель может создать в департаменте еще больший хаос.

Джокер

• Кто-то из частного сектора или так называемый политический кандидат.

• Плюсы: пришедший из частного сектора топ-руководитель сможет посмотреть на организацию свежим взглядом, в связи с чем ему не будут мешать субъективные оценки, связанные с его прежней работой: например, не будет отдавать предпочтение полиции или погранохране, а внутри полиции, в свою очередь, охране порядка или криминальной полиции. У политического кандидата — прежний опыт внутренней безопасности.

• Минусы: ставшее в Эстонии традицией выдвижение бывших банкиров на важные для общества должности в области внутренней безопасности может не сработать, поскольку для управления организацией с самым многочисленным в государстве персоналом нужно больше, чем умение эффективно работать. Необходимо также уважение людей в мундирах, работающих в организации, которого пришедшему из частного сектора руководителю придется добиваться годами.

КОММЕНТАРИИ

Кен-Марти Вахер

министр внутренних дел

Рийгикогу уточнил требования, предъявляемые кандидатам на пост генерального директора Департамента полиции и погранохраны (ДПП), чтобы найти сильную кандидатуру с большим опытом управленческой работы.

Главным является именно опыт руководителя, на который до сих пор в законе не был сделан достаточный акцент.

Согласно действовавшему до сих пор закону, на место генерального директора ДПП мог претендовать, к примеру, заместитель гендиректора Ветеринарно-продовольственного департамента или Департамента здравоохранения, работавший какое-то время в этой должности, или же министерский советник, вовсе не имеющий управленческого опыта.

Однако тот же закон не позволял выдвигать свою кандидатуру имеющему большой опыт топ-руково­ди­телю какой-нибудь крупной частной структуры или организации третьего сектора.

Эстонская Республика — достаточно маленькая страна, чтобы не устанавливать бессмысленных ограничений.

Департамент полиции и погранохраны со своими 5500 работниками, безусловно, является самым крупным государственным учреждением, которому нужен руководитель с большим управленческим опытом и способностями и, конечно же, с хорошим образованием.

Ключевые слова

Наверх