Письма из деревни: когда придут воры

, колумнист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Рой Страйдер,
колумнист
Рой Страйдер, колумнист Фото: Pm
На селе воруют все, и железные двери — преступникам не помеха. Рой Страйдер пишет о том, что безработица ведет к росту преступности. И если в городах существует соседская охрана и полиция патрулирует улицы, то сельскому жителю защититься гораздо труднее.

Кризис... Как известно, почти все плохо и кое-что еще несомненно ухудшится. Растущая армия безработных свидетельствует о многом.



Например, удивленный друг позвонил мне и заявил: «Ты должен придти и посмотреть на эту очередь в Департаменте рынка труда! Если так пойдет и дальше, скоро эти 100 000 безработных выйдут на улицы».



Часть этих безработных уже давно осваивает на улицах доходную профессию воришки или грабителя. На самом деле они уже не безработные, а настоящие мастера своего дела, профессиональные преступники.



Сельские районы и небольшие поселки до сих пор не казались профессионалам преступного мира столь же привлекательными, как Таллинн. Однако в период кризиса статистика преступлений против личности и имущества растет. Безобразия распространяются шире, и можно опасаться, что со временем преступления станут более жестокими и многочисленными.



Крики о помощи

Но в городе с преступностью борьбу ведут полиция, соседская охрана, патрули охранных фирм. В квартирах  появляются дополнительные железные двери. Если позвать на помощь, кто-то может услышать.



На селе усиливаются справедливые опасения, что в нынешние времена городские злоумышленники начнут чаще заглядывать в деревню — пограбить. Кроме того, безработица побуждает более активно воровать и сельскую публику.



Самые распространенные преступления на селе направлены против имущества, это обычные кражи. Воруют все, что имеет какую-то ценность. Прошлой весной с моего двора был украден дырявый железный котел, который использовался в качестве основания для костра.



Воровство металла, кстати, является одним из самых малоприятных видов краж — прежде из моего дома уже были вынесены металлические части кухонной плиты, дверца печи, электрокабель. То же самое происходит и в соседних деревнях.



Железные двери и крепкие замки на селе ворам не помеха. Сегодня злоумышленники проходят сквозь стены при помощи мотопилы, против гвоздей используются специальные цепи для пил из твердых сплавов, злую собаку травят ядом, фонари освещения, подключенные к датчикам движения, расстреливают из пневматического ружья.



А в соседский амбар вторжение осуществилось вообще через потолок, только газонокосилка не поместилась в пропиленное отверстие. Так действуют воры в более уединенных местах.



Полицейский патруль прибывает обычно в сельскую местность не слишком быстро. Некоторые подвижки тут налицо, так, например, для констеблей были закуплены внедорожники. Но у нас один констебль приходится на две волости... Не думаю, что вслед за многократным увеличением преступников кризис повысит число стражей порядка.



Угроза самосуда

Помните ли вы, как в минувшее десятилетие в Причудье деревенскому вору намяли бока, отвели в лес и оставили под деревом ждать смерти? В нынешних условиях самосуд может превратиться в полулегальную меру наказания. Это станет очередным ударом для и без того хрупкой идеи правового государства. В Эстонии в некоторых сельских общинных  местечках можно схлопотать только за то, что ты  чужак, а значит, находишься под подозрением. Иной раз самосуд бывает оправдан, однако всегда он  ужасен и бесчеловечен.



Какие же средства самозащиты остались у селян? Мой живущий за полем сосед рассказал, что наливает в бутылку из-под водки древесный спирт: кто в волости помрет, тот и есть вор. Это ведь личное дело каждого, что хранить дома в бутылках. А вор обязательно прихватит бутылку и выпьет. Хитрый план, но что будет, если такая бутылка попадет в руки невиновного человека?



На селе много бедности, хотя чиновники нашей уездной управы уверяют, что вне города живут только богачи, поскольку это роскошь. Ощущение личной опасности, видимо, является одной из составляющих этой роскоши, специфической заботой бедных сельских богачей.



Если в городе женщины опасаются ходить по темным улицам поздно вечером, то на селе старушка отправляется по своим делам, не глядя на часы. Ей надо.


Если в городе ночные клубы и общественный транспорт не кажутся вам безопасными, то как жить в уединенном месте одинокому пожилому человеку, каждый вечер с наступлением сумерок поджидая грабителей?


Я не могу представить себе сельскую жизнь, в которой приходится ежеминутно оглядываться. А вы можете?



Лучшей профилактикой преступности являются увеличение общей трудовой занятости и сокращение бедности, то есть все то, что сегодня в Эстонии все больше отодвигается в прошлое. В наши дни обучением и воспитанием все чаще занимаются не родители и семья, а телевизор и компьютер.



Каждому свою кнопку?

Таким образом, бороться с преступностью остается только с помощью технических средств. Не рассчитывая на прибыль, государству следует внедрять и снабжать всех желающих (селян) личными мобильными системами безопасности. Подключенные к функциям мобильного телефона приспособления нужно сделать такими же доступными, как датчики дыма.



Ведь в Таллинне пожилые люди, инвалиды или нуждающиеся в домашнем режиме имеют возможность обзавестись своей личной кнопкой. Система безопасности, базирующаяся на линии настольного телефона, позволяет им подать сигнал о помощи. Систему эту и хвалят, и ругают, но она все-таки существует. Для села таллиннская система, видимо, не подходит.



При этом еще в 2003 году одна занимающаяся инновационными продуктами эстонская фирма вывела на рынок приспособление размером с мобильный телефон, имеющее одну кнопку и снабженное лентой безопасности. Два эти элемента являлись своего рода курком, поскольку устройство включалось либо при нажатии на кнопку, либо при отрывании ленты.



После нажатия на кнопку у кого-то из близких звонит телефон, а при срыве ленты безопасности устройство передает охранной фирме (констеблю, дежурящему соседу) сигнал тревоги и свои координаты и начинает записывать происходящее.



Что если подобное приспособление по разумной цене или даже бесплатно предоставить людям прямо сейчас? Сама вероятность того, что сигнализирующее об опасности устройство может находиться в кармане сельского жителя, способна стать эффективным средством профилактики.



Войти в XXI век Эстония должна не только с солидными военными расходами, но и с эффективными планами защиты гражданского населения.

Комментарии
Copy
Наверх