Капитан с 42-летним стажем Олег Ойкимус обратился в суд с жалобой на сына Федора Бермана, мажоритарного акционера Balti Laevaremonditehas (BLRT), которого он обвиняет в использовании своей неинформированности. Так и родилась сделка между ними, в результате которой Ойкимус продал принадлежащие ему акции BLRT aж в 18 раз дешевле их действительной стоимости.
Капитан судна: сын Бермана обманул меня
73-летний Олег Ойкимус расторопный пожилой господин. На встречу с журналистом пришел в броском красном джемпере и серых брюках. С гордостью показывает врученный ему президентом Леннартом Мери памятный знак «Сломанный василек», больше десяти лет назад такие значки получили все местные репрессированные.
Разница в цене
Отсидевший в свое время в лагере в Сибири, испытавший голод и боровшийся с штормовым морем Ойкимус теперь решил дать еще один бой. Два месяца назад он подал в суд на Марка Бермана, который якобы обманул Ойкимуса более чем на 90 000 евро.
Федора Бермана капитан знает лично. «Мы пришли на работу в одно время в 1974 году. Я стал капитаном буксира», — рассказал он.
Ушедший на пенсию в 2009 году после 35-летней службы Ойкимус в ходе приватизации BLRT за хорошую работу получил десять B-акций предприятия. Номинальным значением каждой акции была тысяча крон, т.е. примерно 64 евро. Итого, 640 евро.
В июле 2010 года Ойкимусу неожиданно позвонили. Звонил Марк Берман, который интересовался, не заинтересован ли бывший капитан в продаже своих акций.
Это было время, когда у Берманов возник острый конфликт с миноритарными акционерами предприятия и для решения вопросов требовалось иметь больше 50% акций BLRT, они искали возможности прикупить акции.
У Ойкимуса было только 0,08 процента от 12 480 B-акций BLRT. Но таких пассивных акционеров, как он, были еще сотни. Все они попали в орбиту интересов в занимавшихся укреплением своих позиций Берманов.
С виду предложенная Марком Берманом сделка выглядела красиво — тот покупал у Ойкимуса десять акций по цене в восемь раз выше номинальной — 80 000 крон. «Я сказал, что сразу ответить не могу, — рассказал капитан. — Через неделю он позвонил мне опять и спросил, думал ли я о сделке».
Ойкимус согласился совершить сделку. «Жить на что-то надо, ну на что хватит этой пенсии», — обосновал свое решение капитан. Берман приехал к нему на машине и отвез в ласнамяэскую контору Swedbank. Деньги перечислили на счет Ойкимуса в тот же день, 3 августа.
Представляющее Ойкимуса в предстоящем судебном процессе международное адвокатское бюро Sorainen утверждает, что с учетом реальной ценности предприятия покупательская стоимость десяти В-акций BLRT должна была бы составлять 95 650 евро.
Поскольку Ойкимус получил в ходе сделке 5115 евро, налицо 18-кратная разница в цене не в его пользу. Это обнаружил в минувшем сентябре сам капитан. «Я ведь читаю прессу и общаюсь с людьми», — говорит он.
Дело не в деньгах
Деньги за два года Ойкимус успел потратить. Да деньги капитана особо и не интересуют. Он хочет аннулировать сделку и вернуть акции, деньги он согласен возвратить Марку Берману. Кажется, что за стремлением Ойкимуса просматриваются уши борющихся за пай предприятия Бермана малых акционеров. На это указала Postimees и директор BLRT по вопросам коммуникации Катя Любобратец.
Аналогичным образом акции Берманам продали и другие бывшие многолетние работники BLRT. Если Ойкимус добьется справедливости через суд, другие малые акционеры также могут начать требовать другой цены. И обладающий примерно 55% акций лагерь Бермана окажется перед лицом реальной угрозы утраты своей позиции на BLRT.
Отстаивающий свои права Ойкимус направил 12 октября Марку Берману официальное требование, в котором проинформировал его о том, что заключенная между ними сделка по акциям является противоправной по причине того, что противоречит общепринятым нормам добропорядочности.
Олег Ойкимус предложил вернуть ему акции или возместить нанесенный ущерб. В начале ноября Олег Ойкимус получил от Бермана отрицательный ответ. Поэтому 16 ноября он обратился в Таллиннский административный суд.
Поскольку пять принадлежавших Олегу Ойкимусу акций уже не находятся в собственности Бермана, капитан хочет получить за них в качестве компенсации 47 825 евро и вернуть оставшиеся акции.
Чтобы Марк Берман не смог ничего предпринять с этими оставшимися пятью акциями, суд наложил на них арест в целях обеспечения иска.
Представляющий в суде Ойкимуса адвокат Кристьян Тамм утверждает, что, отстаивая свои права, они исходят из того факта, что, подписываясь под сделкой, Ойкимус был неискушен в сделках с акциями, и сделка была выведена из состояния равновесия вопреки общепринятым нормам добропорядочности.
С Марком Берманом пожилой господин Ойкимус больше не желает иметь никаких дел: «Ну что мне с ним вообще говорить. Ведь он меня обманул. Я хочу получить за заработанные моим трудом акции справедливую цену, а не мелочь на хлеб».
За Марка Бермана отвечает адвокат
В связи с этим материалом Postimees хотел проинтервьюировать также состоящего в руководстве BLRT grupр Марка Бермана.Однако в связи с ведущимся судебным спором Марк Берман отказался дать свои разъяснения.
На вопросы Postimees ответил представляющий его в суде адвокат Неве Уудельт из адвокатского бюро Raidla & Partners: «Марк Берман приобрел акции на основании предложения господина Ойкимуса по цене, о которой стороны договорились.
Во время совершения сделки господин Ойкимус был полностью в курсе и того, какова величина продаваемого пая, и какова цена, которую следует заплатить за него. Берман не заставлял Ойкимуса вступать с ним в сделку и не убеждал его совершить сделку на каких-то других условиях, отличающихся от обычных, или по цене ниже обычной».