Решение Франции о военном вмешательстве в дела Мали вызвало почти повсеместное одобрение как французов, так и западного мира. Хотя в том, кто виноват, что ситуация вообще зашла так далеко, такого единодушия нет.
Хендрик Восман: Тоска по Каддафи
Есть те, кто указывают пальцем на правительство Мали, которое десятки лет по сути игнорировало проблемы Северного Мали, не давая возможности развиваться нищим жителям, предоставив исламистам полную свободу действий, еще больше усугубив кризис и позволив довести дело до переворота.
Другие видят виновной Францию и другие западные страны, которые долгое время знали о существовании этих проблем, но предприняли действия только в последний момент, когда уже государство оказалось в опасности.
Кризис в Мали начался не с восстания туарегов и последовавшего государственного переворота весной прошлого года. Корни этого процесса следует искать в событиях десятилетней давности.
Катализатором стало свержение Мауммара Каддафи в Ливии, оставившее без работы наемников-туарегов и исламских боевиков, которым диктатор приплачивал, чтобы поддерживать единство своего государства.
В пустыне Сахара и зоне Сахеля сформировался совершенно иной геополитический контекст, которым и воспользовались исламистские экстремисты. Бесконтрольно уйдя с полученным от Каддафи оружием из Ливии, они стали раскачивать режимы в близлежащих слабых государствах и расширять поле своего влияния.
Сложно утверждать, что свержение такого тирана, каким был Каддафи, было неправильным, но, безусловно, Европе нравилась царившая при нем относительная стабильность в регионе, которую он поддерживал. Теперь эта стабильность, во всяком случае в отношении Мали, сменилась опасностью вооруженной борьбы.
Столкнувшись с Францией, исламисты могут тактически отступить, как они сделали это сейчас, но выждав, опять нанести удар в Мали или в другой африканской стране, а то и в самой Франции. Все это делает распутывание малийского клубка крайне сложным. Даже если военная угроза со стороны джихадистов будет устранена, проблемы Мали и близлежащих стран так и останутся нерешенными.
И туареги, которые первыми подняли восстание на севере страны и прошлой осенью были в Таллинне ища признания их стремления к независимости (см. PM от 27.09.12), не захотят мириться с половинчатым решением.
Как для Франции, так и соседей Мали самое важное — это сохранение территориальной целостности страны, а это исключает появления государства Азавади, как этого желают туареги. Вот нашелся бы какой-то диктатор, который бы взял их под свой контроль...