С читателями «МК-Эстонии» мы уже неоднократно говорили о трудовом договоре и о том, какие нюансы скрываются за сухими юридическими определениями. Сегодня же остановимся на заключении трудового договора с несовершеннолетними и особенностях срочного договора, пишет юрист-правозащитник Мстислав Русаков.
Как можно, а как нельзя использовать детский труд: нюансы законодательства
Минимальный возраст работника
Сначала выясним, с какого возраста вообще возможно заключение трудового договора? Закон устанавливает, что это, во-первых, должно быть лицо не моложе 15 лет, во-вторых, оно не должно подлежать всеобщему школьному обучению. С 15-летним возрастом все понятно, а вот что такое «лицо, подлежащее всеобщему школьному обучению» - можно сразу и не понять. Прежде всего, нам интересно узнать, когда этот возраст заканчивается?
Закон дает следующий ответ на этот вопрос: лицо подлежит всеобщему обязательному обучению до получения основного образования либо до достижения возраста 17 лет.
Основное образование у нас заканчивается в основной школе, то есть в 9-м классе.
Математическим путем мы можем установить, что 9-й класс, как правило, оканчивают не ранее чем в 16 лет (7+9=16),
а чаще так даже и в 17. Следовательно, 15-летний возраст установлен для вундеркиндов, пошедших в школу в 6 лет или перешагнувших через класс. Также отметим, что если молодому человеку уже 17 лет, то независимо от того, 5 классов он окончил или 7, на работу его уже можно брать.
Но, будучи калачами тертыми, мы уже знаем, что после установления законодательной нормы жди из нее исключений. Есть они и в данном случае. Работодатель может заключить трудовой договор с несовершеннолетним в возрасте 13–14 лет или с подлежащим всеобщему обязательному школьному обучению несовершеннолетним в возрасте 15-16 лет и допустить его к работе, где трудовые обязанности являются простыми и не требуют большого физического или психического напряжения (далее – легкая работа).
Причем и это еще не предел. Несовершеннолетнему в возрасте 7–12 лет разрешается выполнять легкую работу в сфере культуры, искусства, спорта или рекламной деятельности, прежде всего, участвовать в представлениях, заниматься творческой деятельностью или быть моделью. Интересно, в какой из перечисленных сфер трудятся назойливые эстонские мальчишки, продающие газету Eesti Ekspress на улице...
Запрет на заключение договора
Если вспомнить Льва Толстого и Макаренко, то трудотерапия – вещь крайне полезная. Однако слишком очевидно, что далеко не каждая работа полезна для несовершеннолетнего.
Поэтому закон налагает запрет на заключение договора в определенных случаях.
А именно, если работа:
1) превосходит физические или психические возможности несовершеннолетнего;
2) угрожает нравственности несовершеннолетнего;
3) заключает в себе опасности, которые несовершеннолетний не способен вовремя заметить и предотвратить в связи с отсутствием опыта или подготовки;
4) препятствует социальному развитию несовершеннолетнего или приобретению им образования;
5) угрожает здоровью несовершеннолетнего в связи с характером работы или факторами опасности производственной среды.
Перечень работ и факторов опасности, равно как и перечень дозволенных несовершеннолетнему легких работ, устанавливается специальными постановлениями правительства. Но это тема для отдельной лекции.
Что же произойдет, если трудовой договор с несовершеннолетним все же будет заключен, невзирая на все запреты? Закон устанавливает, что в этом случае этот договор является ничтожным, то есть недействительным с самого начала. Что впрочем, не означает, что работнику можно не платить зарплату. Но об этом мы поговорим на другой лекции.
Согласие на работу несовершеннолетнего
Основной нюанс заключения трудового договора с несовершеннолетним заключается в том, что он не обладает полной дееспособностью, которая наступает только по достижении 18 лет. Поэтому он ограничен в своем праве самостоятельно заключать сделки без согласия законного представителя. Законными же представителями несовершеннолетнего являются родители или опекун.
Об этом и сообщает нам закон. Необходимое для заключения трудового договора волеизъявление несовершеннолетнего, сделанное без предварительного согласия законного представителя, является ничтожным,
за исключением случая, когда законный представитель позднее одобрит волеизъявление.
Более того, даже законный представитель несовершеннолетнего ограничен в своем волеизъявлении. Закон, в частности, запрещает давать согласие на работу подлежащего всеобщему обязательному школьному обучению несовершеннолетнего в период школьных каникул на срок, превышающий половину продолжительности каждых школьных каникул.
Еще одна не очень приятная вещь для работодателей. Для заключения трудового договора с несовершеннолетним в возрасте от 7 до 14 лет работодатель должен испросить согласие инспектора труда. В ходатайстве работодатель представляет данные об условиях труда несовершеннолетнего, в том числе о месте выполнения работы и трудовых обязанностях, возрасте и обязанности получить всеобщее обязательное школьное обучение. О том, сколько было заключено «черных договоров» из-за нежелания работодателя утруждать себя этим, статистика умалчивает...
Если инспектор труда установит, что работа не запрещена для несовершеннолетнего, условия труда согласуются с указанными в законе требованиями, а сам несовершеннолетний желает выполнять работу, то инспектор дает работодателю согласие.
Если же при выяснении желания несовершеннолетнего в возрасте 7-12 лет у инспектора труда возникнет подозрение, что несовершеннолетний в присутствии законного представителя не выражает свою действительную волю, то эта действительная воля должна выясняться в присутствии инспектора по охране детства.
Как и в предыдущем случае, трудовой договор, заключенный с несовершеннолетним без согласия законного представителя и (или) трудового инспектора, является ничтожным. Помимо прочего, работодателю запрещается допускать к работе несовершеннолетнего без согласия или одобрения законного представителя.