Мир точно перевернулся. Бывшие советские диссиденты – Валерия Ильинична и Эдуард Вениаминович, на себе испытавшие в свое время весь «гнев, негодование и всеобщее осуждение», предлагают запретить советские фильмы.
Зачем Новодворская и Лимонов хотят запретить советские фильмы?
В передаче RTVi «Эхо недели» за 20 января Эдуард Лимонов ратовал за запрет советских комедий, таких, например, как «Бриллиантовая рука», которая несет на себе якобы тень декаданса, то есть, является упаднической. Это ж как сильно надо было постараться, чтобы узреть в Семен Семеныче Горбункове декадента? Но, как говорится, каждый пишет, как он слышит. И это абсолютное право господина Лимонова – иметь собственное мнение, как и право Валерии Ильиничны Новодворской, высказывать которое, слава Богу, пока еще никто в России не запрещал.
Валерия же Новодворская, одобряя запретительные меры на Youtube по отношению к советским фильмам, принятые в Латвии, наоборот, предлагает запретить «Неуловимых мстителей», но ничего не имеет против комедий, вроде «Иронии судьбы или с легким паром».
Вот, что, в частности, говорит в этом ролике Валерия Ильинична:
«…То, что происходит у нас, когда три недели кряду, без перерыва демонстрируют советские фильмы старинные на Новый год, на все каникулы ни одного нового фильма, ни одного фильма, имеющего отношение к советской реальности, это, конечно, стихийное бедствие, этого нельзя делать. Ну, это интоксикация, отравиться можно. Я не стала бы подвергать люстрации фильмы, тем более, такой безобидный, как «Ирония судьбы», есть фильмы похуже, вроде «Неуловимых мстителей», откровенно лживые фильмы, где история извращена. Но артефакты советского прошлого надо, безусловно, запретить. Разумеется, не надо изучать в школе таких замечательных писателей, как Фадеева и Симонова, и надо кончить читать роман о настоящем человеке, о Павке Корчагине и всяких других павликах морозовых. Это ни к чему хорошему не приведет. Для искусствоведов, для киноманов посмотреть какой-нибудь старинный фильм. Но на постоянной основе такие вещи нельзя показывать. А то, что имеет политическое звучание, эти бесконечные фильмы о шпионах, и о том, как ловко советское КГБ их убирало, ну, это надо просто запрещать, потому что к искусству эти явления не имеют никакого отношения».
Вероятно, Валерию Ильиничну больше бы устроил фильм про Штирлица «Гитлер капут», нежели «17 мгновений весны». Хотя, он к искусству имеет точно такое же отношение, как Михаил Галустян к партизану Рабиновичу; или Ксения Собчак к Еве Браун, которых они там играют.
Что же касается исторической правды о Второй Мировой войне, пусть Валерия Ильинична поищет ее в «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино или в «Мистере Питкине» Джона Пэдди Кастэйрса. Не исключено также, что эти комедии, особенно, «Питкин» 1959 года выпуска, навеют нотки декаданса и на Эдуарда Вениаминовича. Ведь эти западные «сказки» – не менее исторически правдивы, чем те же советские «Красные дьяволята», по которым позже были сняты римейки под названием «Неуловимые мстители», «Корона Российской империи».
Ни за что не стал бы обращаться к теме радикальных запретительных мер, которые требуют ввести бывшие советские диссиденты, если бы чуть раньше, чем они, не встрепенулись на русскоязычном эстонском Интернет-портале доморощенные сторонники идеологической чистоты искусства. После того, как на этом портале был опубликован материал о том, что в Кохтла-Ярве дети из танцевального коллектива «Радость» показали танец «неуловимых» под музыку из этого фильма, пара комментаторов разразилась гневом. Дескать, какое безобразие, в Эстонии дети танцуют в буденновках, хоть и без красных звезд, но, все равно, у нас, мол, это надо запретить. Привести дословно, что сказали пожилые ветераны, для которых танцевали детки, и которым я показал эти комментарии, невозможно, и вовсе не по политическим, а по лингвистическим соображениям.
Или кто-то уже не помнит, как в свое время талантливый, очень известный эстонский поэт, переводчик на эстонский язык стихов Пушкина, предлагал, чтобы теми, кто не признает ветеранов ваффен-СС борцами за свободу Эстонии, занялась полиция безопасности?
А кто не помнит знаменитое предложение евродепутата Кристийны Оюланд о необходимости запрета «вражеского» телеканала РТР? Не будем уже говорить о том, что эту идею бдительная дама выдвинула в век Интернета и спутниковых тарелок.
И еще один аспект, на который хотелось бы обратить внимание. Советский опыт хотя бы тех же спецслужб, показал, что запретительные меры никогда не проводили к желаемому результату. Наоборот, только разжигали ажиотаж. Иногда, кстати, это использовалось и в коммерции – раз запрещают, значит надо достать и посмотреть или прочитать.
Если кто не помнит, факт из более далекой истории. В декабре 1930 года Геббельс организовал ряд акций протеста по поводу демонстрации антивоенного фильма «На западном фронте без перемен» по одноименному роману Ремарка и в результате добился его запрета. Добьется или нет запрета на советское кино Валерия Ильинична, история будет посмотреть.
А вообще, если представить невозможное – что в России прошло предложение Валерии Ильиничны, и там запретили «советские киноартефакты», то возникает сюрреалистическая картина: тайком, разбившись на тройки, дети спускаются в школьный подвал, где сейчас начнется нелегальный просмотр фильма «Чапаев». Идет фильм, и вдруг, впереди, в бурке, на лихом коне, с шашкой наголо вылетает … нет, не Василий Иваныч, а Валерия Ильинична. Благо, в век компьютерной техники такая метаморфоза происходит запросто. И с криком «Ура» несется на Белые Столбы, где, между прочим, находится не только Госфильмофонд России, но и одно, известное под номером 19, специальное лечебное учреждение.