Cообщи

Анастасия Рыбаченко: хочу вернуться в Россию, но не знаю, получится ли

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Анастасия Рыбаченко
Анастасия Рыбаченко Фото: Михкель Марипуу

Многие российские источники пишут, что фигурантка т. н. «болотного дела» о массовых беспорядках в Москве 6 мая 2012 года активистка движения «Солидарность» Анастасия Рыбаченко уехала из России в Эстонию еще летом после проведенных у нее дома обысков. На самом деле, это не совсем правда. Окончательно Рыбаченко приехала в Эстонию, обосновалась и начала учиться в университете лишь в январе, о чем стало известно из ее аккаунта в Facebook. До приезда в Эстонию Рыбаченко находилась в Германии.

«Болотное дело» - это  расследуемое Следственным комитетом РФ уголовное дело о предполагаемых массовых беспорядках (ст. 212 УК РФ) и случаях насилия в отношении представителей органов правопорядка (ст. 318 УК РФ), предположительно имевших место во время акции протеста — «Марша миллионов» 6 мая 2012 года — на подходе колонн протестующих, двигавшихся по Якиманке, к предполагаемому месту заключительного митинга на Болотной площади. Обвинения предъявлены 20 лицам. Что там произошло на самом деле, было ли это массовыми беспорядками или провокацией спецслужб, находясь в Таллинне, сказать трудно. Фактически невозможно. 21-летнюю Рыбаченко обвиняют в «участии в массовых беспорядках», максимальный возможный срок лишения свободы по этой статье — до 8 лет. В федеральный розыск Анастасия объявлена 11 сентября, в день собственного рождения.

Рыбаченко вины не признает, считая произошедшее провокацией спецслужб. В пример она приводит Белоруссию, где подобный сценарий давления на оппозицию уже разыгрывался. Также она считает, что в любой момент ей могут приписать и другие обвинения, например, избиение сотрудников полиции, что уже происходило с другими фигурантами «болотного дела».

«Я решила уехать сразу же, когда это все произошло, то есть фактически еще в мае. Для меня было понятно, что власти готовились к подобному сценарию, поскольку то, что случилось 6 мая, было объявлено массовыми беспорядками прямо в этот же день. Примерно то же самое произошло во время последних президентских выборов в Белоруссии, когда на мирном митинге в толпу затесались провокаторы, начали бить стекла в Доме правительства, и в результате были посажены несколько рядовых участников митинга и кандидаты в президенты», - говорит Рыбаченко.

После своего задержания 6 мая Рыбаченко провела в камере пять суток. Адвокат, с которым Анастасии помог Алексей Навальный, посоветовал активистке на некоторое время покинуть Россию. Несколько месяцев после этого Рыбаченко фактически скрывалась от российских властей на территории России: отключила телефон, сменила адрес, жила, как она сама признается, в аскетических условиях, ни с кем не встречалась, поскольку российская полиция постоянно следит за оппозиционными активистами.

«После этого я приняла решение поехать на акцию протеста в Страсбург, поскольку протестовать в Европе для меня было безопасней. С этого момента я фактически нахожусь в Европе. После того как летом в Москве, у меня дома прошли обыски, я начала думать о том, чтобы ходатайствовать о получении политического убежища, но я так этого и не сделала», - говорит Рыбаченко.

Как рассказывает Рыбаченко, за все время после отъезда из России она побывала во многих странах. О своем отчислении из университета она узнала, находясь в Грузии. После этого Анастасия начала искать себе иностранный университет, чтобы закончить образование, и остановила свой выбор на Эстонии, где ей предложили наилучшие условия.

«Я еще не знаю, буду ли я учить эстонский, поскольку я еще  не выбрала свою учебную программу. Но я точно буду изучать английский и немецкий», - рассказывает Анастасия.

В декабре 2013 годаАнастасия должна получить диплом бакалавра по специальности «Международные отношения».

”Я могла участвовать в акциях Pussy Riot

Уже находясь в Таллинне, Анастасия Рыбаченко устроила свою первую политическую мини-акцию. 18 января в Москве и других городах к дипломатическим представительствам Нидерландов несли цветы в память о покончившем жизнь самоубийством в депортационной тюрьме в Роттердаме активисте «Другой России» и другом фигуранте «болотного дела» Александре Долматове. В Таллинне цветы к посольству Нидерландов принесла Анастасия.

«Я не была знакома с Сашей лично, но я знала, что в Голландии ему помогал Денис Солопов, которого я очень хорошо знаю. Собственно, вот и все. Никакой секретной информацией я о Долматове не располагаю, знаю только то, что пишется в прессе. Он мой собрат по несчастью, и мне не наплевать на то, что с ним произошло», - объяснила Рыбаченко свои действия, а также свою активность по поводу Долматова в социальных сетях.

«Я могла участвовать в акциях Pussy Riot, меня даже приглашали на репетицию. Но в итоге в акциях ятак и не участвовала. Это моя личная позиция. Это все, что я могу сказать по этому поводу», - рассказала еще об одном интересном факте своей биографии Анастасия Рыбаченко, добавив, что считает Надежду Толоконникову своей подругой.

«Россия - не полицейское государство, хотя полиции у нас очень много, если смотреть на статистику. Но в отличие от той же Белоруссии, где полиция идейно поддерживает Лукашенко, когда в России ты попадаешь в отделение полиции, всегда найдется такой сотрудник, который вам скажет, что он ненавидит правительство, Путина, Медведева, «Единую Россию» и т.д. То есть власть в России держится не на полиции, и в случае серьезных политических перемен полиция, скорее всего, не будет защищать эту власть. Россия — это страна чиновников, которые держат эту власть, стареют год от года и воруют ресурсы», - говорит Рыбаченко.

«Моя политическая деятельность - в Москве. Здесь, в Эстонии, я просто учусь, получаю европейское образование, которое всегда считала хорошим. После этого мне очень бы хотелось вернуться в Россию и использовать свое образование на практике. Хотя это и очень сложно, поскольку мое обвинение не имеет срока давности. Но я всегда смотрю в сторону России и надеюсь туда вернуться», - говорит Анастасия.

Ключевые слова

Наверх