Нарвские энергетики готовы бастовать

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
В субботу на профсоюзной конференции энергетиков 77 из 100 делегатов проголосовали за минимальное повышение окладов на 15% в этом году и на 10% в следующем, в противном случае энергетики объявят забастовку.
В субботу на профсоюзной конференции энергетиков 77 из 100 делегатов проголосовали за минимальное повышение окладов на 15% в этом году и на 10% в следующем, в противном случае энергетики объявят забастовку. Фото: Ирина Токарева

Нарвские энергетики проголосовали за забастовку в случае, если руководство не согласится с их требованиями о повышении зарплат.
 

В январе переговоры между нарвскими профсоюзами энергетиков и работодателем о новом коллективном договоре зашли в тупик: профсоюзы требовали повышения окладов на 20% плюс 12-процентную ежемесячную премию по результатам труда, руководство предлагало повышение окладов на 6%.


После подписания протокола о разногласиях стороны обратились к госпримирителю, и в настоящее время ведутся переговоры.

В минувшую субботу состоялась профсоюзная конференция нарвских энергетиков, на которой большинством голосов было принято решение объявить забастовку, если руководство не примет их требований о повышении зарплаты — на 15% в этом году и еще на 10% в следующем.

Крайняя мера
100 делегатов от трудовых коллективов Нарвских электростанций решали, что делать, если достичь компромисса с работодателем не удастся.

Руководитель Нарвских электростанций Тыну Аас озвучил на конференции последнее предложение руководства: повышение окладов работников на 7%. С учетом всех дополнительных выплат за сверхурочную работу, работу в вечернее, ночное и праздничное время, а также годовой премии, 7-процентный рост должен увеличить среднюю брутто-зарплату энергетиков на 101,5 евро — с 1426,8 до 1528,3 евро, пояснил Тыну Аас.

Он отметил, что шахтеры, недавно завершившие переговоры с работодателем о новом коллективном договоре, уже согласились на 7-процентное повышение зарплаты.

«Если платить в Эстонии такую же зарплату, как в Европе, наша электроэнергия будет никому не нужна, и мы можем закрываться», — сказал Аас.

Он отметил, что в нынешнем году предприятию предстоят большие расходы, связанные с покупкой квот на CO2 на сумму около 100 млн евро, а также с подорожанием сланца и ростом налогов. «Год непростой, и прежде чем принимать решение, прошу вас хорошо и спокойно все обдумать. Мы в одной лодке — и слишком раскачивать эту лодку нежелательно», — сказал Аас.

По мнению рядовых работников, выступавших на конференции, 7-процентный рост их окладов из-за инфляции будет неощутим. «Это нормальный процент при нормальном окладе. Но у многих из нас оклад далеко не дотягивает до тысячи евро.

Руководитель много раз говорил, что гордится такими хорошими работниками, но ни разу не доказал это зарплатами», — сказал один из выступавших.

Большинство делегатов конференции проголосовали за 15-процентное повышение зарплаты в нынешнем году и повышение еще на 10% начиная с января будущего года. Также большинством голосов тайным голосованием было принято решение объявить забастовку, если предложение работников не будет принято.

Доверенное лицо службы эксплуатации Эстонской электростанции, старший машинист энергоблоков Андрей Зайцев уверен, что, проголосовав за забастовку, энергетики решились на крайнюю меру. Что побудило их к этому?

По словам Зайцева, информация, полученная прессой от руководства электростанций, вводит в заблуждение: у многих средняя зарплата далеко не доходит до 1000 евро, а повышение брутто-окладов на 7% приведет к реальному росту доходов всего на пару процентов.

«Работникам обидно, когда, не стесняясь повышать зарплату себе, высшее руководство говорит о прибылях концерна, а когда речь идет о зарплате рабочих, говорят о необходимости экономии и тяжелых временах», — сказал он.

«Государство не скрывает того, что концерн Eesti Energia — одно из самых доходных его предприятий. При этом уровень жизни тех, кто этот доход создает, постоянно падает», — сказал Зайцев.

По его словам, он проработал на электростанциях в общей сложности двадцать лет, но активно занялся профсоюзной деятельностью лишь в последние два года. «Последние десять лет я постоянно повышал квалификацию: начинал с простого обходчика — стал старшим машинистом. Но не сказал бы, что мой уровень жизни вырос — скорее, наоборот, снизился», — заключил Зайцев.

Коллективный договор
Перед голосованием руководитель профсоюза Эстонской электростанции Владимир Алексеев предупредил коллег, что решение о забастовке связано с риском потерять и те льготы, которые дает нынешний коллективный договор.

«Мы не можем объявить забастовку, не отказавшись от действующего коллективного договора. Если ничего не добьемся забастовкой, то коллективного договора у нас больше не будет», — сказал он.

Председатель Центрального союза профсоюзов Эстонии Харри Талига, присутствовавший на конференции, считает, что не все так безнадежно, хотя согласно поправкам к Закону о коллективном договоре, вступившим в силу 1 мая 2012 года, нельзя объявлять забастовку, не отказавшись от коллективного договора.

«Но закон также говорит о том, что работодатель не может в одностороннем порядке менять то, о чем договорился с работником.

Если работодатель не хочет подписывать коллективный договор — он должен договориться с каждым работником отдельно, а если он не станет этого делать — у работника и у профсоюза есть право обратиться в суд», — отметил Талига.

Ключевые слова

Наверх