Может ли быть связь между давним нераскрытым заказным убийством главы отдела обработки данных Северо-Эстонского банка Ааре Томсоном и недавно вспыхнувшим в Эстонии скандалом вокруг фонда ВЭБ? Нельзя исключать. Особенно, если проанализировать свидетельства, собранные в деле, закрытом за недоказанностью, пишет Postimees.
Скандал выставляет заказное убийство главы банковского отдела в новом свете
11 января 1996 года, Ыйсмяэ теэ 127. Около 18:30 перед домом останавливается темный автомобиль Ford Escort. Из него выходит только что побывавший в парикмахерской, хорошо одетый мужчина средних лет с дипломатом. Он направляется в сторону подъезда жилого дома.
Перед тем же подъездом уже час мерзнет примерно 45-летний мужчина, в пальто по колено и в чем-то похожем на армейскую кепку с козырьком, примерно 175 см ростом, тучного телосложения. Неожиданно он достает из кармана пистолет ТТ и стреляет в идущего к нему мужчину. Жертва падает. Преступник делает в лежащего еще несколько выстрелов.
За каждым выстрелом следует вспышка, которую хорошо видит в темноте единственный непосредственный свидетель кровавой расправы, жильцу того же дома. Затем свидетель видит, как убийца исчезает «самоуверенной» рысцой за домом в направлении поликлиники.
На место спешит следственная группа. Выясняется, что убит Ааре Томсон (32), глава отдела обработки данных Северо-Эстонского банка. В него выпущено две пули в грудную клетку и одна – в бедро. Фирменная метка заказных убийств – контрольный выстрел в голову – осталась не выпущена.
Рядом с телом лежит дипломат, в котором находится два CD с тяжелой музыкой, шапка, свежий номер Eesti Ekspress и дискета с надписью High deposity. Единственный свидетель не может помочь следователю. Он видел убийцу лишь в профиль, поэтому не опознал бы его в лицо.
Поначалу это все. 1996 год – это время, когда убийства в Таллинне совершались, по сути, каждый день. Значительная часть из них совершалась с помощью огнестрельного оружия и была тщательно спланирована. Но убийство главы банковского ИТ-отдела все же было для полиции чрезвычайным происшествием. В восстановившей независимость Эстонии не убивали ни одного ведущего работника банка. До того дня.
Что необычного мог найти на счетах Северо-Эстонского банка за десять дней до убийства глава отдела, собиравшийся уйти с работы в банке?
Почему после смерти Томсона в его доме обследовали компьютер работники Северо-Эстонского банка, с которыми был и человек от Банка Эстонии, читайте в газете Postimees.