После того, как Департамент полиции и погранохраны обратился к министру внутренних дел с предложением сделать языковые послабления для полицейских Ида-Вирумаа, местные криминальные авторитеты приуныли. Дескать, что же получается: требования станут мягче, ряды полиции пополнятся, нам работать станет труднее?
Рога поотшибаю, моргалы выколю!
И вот пришли представители местного блатняка к человеку, лицо которого было похоже на лицо Генерального директора Языковой инспекции Ильмара Томуска. Пришли и говорят:
- Этот редиска Райво Кюйт придумал, как увеличить число ментов в Ида-Вирумаа. Он просил сделать для них языковые послабления, чтобы, наконец, заполнить вакансии. Уважаемый, а как тогда нам работать, если у нас мент на менте сидеть будет и ментом погонять? Пока, слава Богу, их не хватает, и нам жить полегче. Вам не кажется, что этому фармазону Кюйту пора канать?
- Правильно! И пусть канает отсюда, а то я ему рога поотшибаю, пасть порву, моргалы выколю! Всю жизнь на лекарства работать будет! – угрожающе заорал один из авторитетов.
Лицо, похожее на Ильмара Томуска, брезгливо сморщилось.
- Господа уголовники, что за жаргон, не хватало только, чтобы вы тут еще на русской фене ботали! Давайте договоримся: я надавлю на полицию, чтобы языковые послабления им и не снились, министра Вахера подготовлю, чтобы не вздумал идти навстречу полиции, а вы кое-что подучите на государственном языке. Итак, записывайте:
Редиска (redis) – нехороший человек (halb inimene),
- Канай – уходи (mine arä),
- Урка – ворюга (varas),
- Фармазон – мошенник (suli),
- Моргалы – глаза (silmad),
Лицо, похожее на Томуска, ушло, и вскоре эстонские СМИ замелькали заголовками: «Языковая инспекция против смягчения языковых требований для полицейских», «Ильмар Томуск: Ситуация в Ида-Вирумаа становится все лучше».
Блатные похвалили главу Языковой инспекции:
- Серьезный мужик! Мужик сказал – мужик сделал. Вы только гляньте, чего он заявил: «Конечно, в различных ситуациях действительно можно справляться с более низким уровнем владения языком. Но, если мы задумаемся о полицейских, которые во всех своих действиях представляют государственную власть и закон, то их уровень владения государственным языком должен быть максимально высоким», - сказал Ильмар Томуск и подчеркнул, что языковые навыки улучшаются лишь при помощи обучения языку и через практику, а ситуация в Ида-Вирумаа с каждым годом становится все лучше».
- Действительно, братва, если так и дальше он будет нам помогать, то ситуация для нас точно будет улучшаться. Что ж, надо крепко подумать, как его отблагодарить! Может, ампулу поставить?
- Слушай, ты, нехороший человек, он же просил не ботать по фене! Скажи снова на гражданском языке!
- Ну, бутылку поставить, вернее, pudelit anda.
- Ну, вот, завтра всей кодлой пойдем сдавать на категорию В2 – с нас-то требования поменьше, чем с ментов…
Эстония ничем не отличается от других стран, в которой спецслужбы пасут не только оппозиционных политиков, но и представителей криминалитета. Здесь тоже действует основной закон физики, согласно которому скорость стука быстрее скорости звука. Утром расшифровка диктофонных записей сходняка и последующей беседы блатных легла на стол главы Департамента Полиции безопасности.
- Это что же такое получается? Полицейское ведомство предлагает меры по улучшению охраны правопорядка, увеличению полицейских кадров, а руководитель Языковой инспекции играет на руку бандитам, жуликам, ворам? … Твою мать!
С уст главы секретной службы нечаянно сорвалась непереводимая игра слов, да еще – на негосударственном языке. Он оглянулся по сторонам, как бы оценивая, кто из окружающих может его заложить Ильмару Томуску, но, убедившись, что кругом свои, успокоился и продолжил размышлять.
- Конечно, объективно действия Томуска противоречат интересам государства. Эх, если бы он относился к какой-нибудь другой партии, а не к одной из правящих, я бы ему тут же пришил антигосударственную деятельность. Но… на нет и суда нет. Видимо, всю эту комбинацию и разыграли для того, чтобы электорат правящих партий видел, как они заботятся о государственном языке. Сначала предложили снизить требования к полицейским, а потом – ни шагу назад, в смысле, не поступлюсь принципами. Кстати, что-то это мне напоминает… Какой тонкий ход, хотя, выборы еще в октябре. Но, наверное, как раз до осени эти дебаты и продлятся.
И он порвал все материалы оперативно-технического наблюдения, которые, естественно, были получены с санкции суда на основании Закона об оперативно-розыскной деятельности.