Российский критик: новый театр создается современной драматургией

Елена Скульская
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Театральный критик Полина Богданова считает, что русский театр должен быть, прежде всего, современным и развиваться в русле европейской культуры.
Театральный критик Полина Богданова считает, что русский театр должен быть, прежде всего, современным и развиваться в русле европейской культуры. Фото: Андрес Хаабу

Для расширения пространства творческого диалога Русский театр открывает Школу театральной критики.

В Таллинн будут приглашаться известные, самобытные, талантливые теат­роведы для оценки и анализа спектаклей Русского театра. Первый гость — Полина Богданова, многолетний сотрудник журнала «Современная драматургия», критик глубокий и очень принципиальный.

Полина Борисовна, во-первых, хотелось узнать, входят ли театры Эстонии в круг интересов российской театральной критики?

Входили бы, несомненно, но возможность увидеть современные спектакли эстонского театра очень мала: это ведь визы, поездка за границу. В Москве, конечно, знают Эльмо Нюганена, поскольку он там и ставил, и играл, знают Городской театр, который привозил на гастроли замечательный спектакль «Отцы и дети» Адольфа Шапиро, но вот и все. А мне было бы очень важно понять: существует ли Русский театр здесь автономно или он входит в общее культурное пространство Эстонии.

Надо сказать, что и мы здесь не совсем ясно представляем себе московскую театральную жизнь, поскольку часто вынуждены судить о ней по антрепризам.

Знаете, антреприза ведь существует и в Москве очень активно, но она существует сама по себе. Театральные критики о ней не пишут и с нею не считаются, поскольку она не отражает движение театральной мысли. Это чисто коммерческое мероприятие.

Как не растеряться человеку, приехавшему из Эстонии в Москву за подлинными театральными впечатлениями? Куда вы ему посоветуете пойти?

Невозможно давать одинаковые советы и молодым зрителям, и зрелым людям. Но я бы сказала, что хорошо работает театр «Сатирикон» Константина Райкина, высоко держит марку уже много лет Ленком Марка Захарова, всегда интересно пойти в Театр Наций, который возглавляет теперь Евгений Миронов, и я назову еще театр имени Маяковского Миндаугаса Карбаускиса.

А молодым я бы рекомендовала пойти в Театр.doc, в театр «Практика», в Центр драматургии и режиссуры, где играют современные пьесы и ставят молодые режиссеры.
Театральная среда, как и социальная, сегодня очень расслоилась, есть сферы несоприкасаемые. Это не так, как было при Олеге Ефремове: был центр, а вокруг него концентрическими кругами располагались другие театры.

Я, скажем, не бываю на Руб­левке или не хожу в Театр Луны.

А в Театре.doc вы бываете? Как вы относитесь к нему, в частности, к его лексике?

Я и сама хожу туда, и вожу своих студентов, считаю, что эти спектакли надо видеть. А что касается лексики, так мы к этому давно привыкли. Конечно, в Малом театре так изъясняться не будут, а в Театре.doc будут, и в этом нет ничего страшного.

Вот я знаю прекрасную пьесу «Жизнь удалась» Павла Пряжко, которую ставил Марат Гацалов вместе с Михаилом Угаровым, так там тоже есть ненормативная лексика, но ведь это не ругань в адрес зала, а неотъемлемая часть театральной ткани…

Этот театр показывает реальный срез жизни, который не оставляет равнодушным. Там, например, идет пьеса «Чё» — о подростке, который убил своего сверстника и попал в психиатрическую клинику; в пьесе есть еще один подрос­ток, с которым разговаривает журналист, пытаясь разобраться в причине убийства, но ему это трудно сделать, потому что мышление мальчика сформировано компьютерными играми, и он не очень хорошо разбирается в вопросах нравственности. Но при этом эти подростки живые люди, и от них невозможно просто отмахнуться.

Что вас больше всего волнует в театре?

Я вижу, что наступила коммерческая эпоха. Она наступила во всех сферах и, в частности, в искусстве. Публика хочет развлечений, и на спектакле во МХАТе «Номер 13», к примеру, зрители кричали «Браво!».

И появились театры и режиссеры, удовлетворяющие этот вкус. Чиновники и администрация тоже подвержены коммерческому мышлению, их интересуют такие показатели успеха, как деньги. Оценить художественную ценность они не всегда могут.

Поэтому такое чудовищное недоразумение произошло с одним из лучших российских режиссеров Анатолием Васильевым, у которого отобрали театральное помещение. И он вынужден был уехать в Европу в «добровольное изгнание».

Сейчас он, правда, вернулся, ему обещают отдать помещение на Поварской, которое прежде отобрали. Но процедура возврата упирается в бюрократические сложности, а время идет. Васильев уже не так молод.

Вы посмотрели в нашем теат­ре спектакль «Можно я буду Моцартом?» и будете о нем писать. Но, может быть, несколько предварительных слов?

Мне понравилось то, что я попала не в провинциальный театр, куда зрители приходят, чтобы посмотреть занимательную историю и попить кофе в антракте, а в современный театр художественного поиска, выработки своей стилистики, театр, решающий эстетические задачи. Это работа, у которой есть свои достоинства, свои недостатки, заслуживающие отдельного разговора.

Я слышала от некоторых представителей прессы мнение: Русский театр в Эстонии должен ставить русскую классику и работать традиционно. Но мне кажется, что русский театр должен быть, прежде всего, современным и развиваться в русле европейской культуры, ставить современные пьесы, которые всегда в истории театра открывали какую-то новую эпоху.

Так было с Художественным теат­ром в начале ХХ века, когда он поставил «Чайку», так было с «Современником», который родился с «Вечно живыми» Виктора Розова, так было с Анатолием Васильевым, открывшим новый стиль 70-х годов на пьесе Виктора Славкина «Взрослая дочь молодого человека».

В ваш театр пришел новый молодой, но уже известный в Москве режиссер. И он неизбежно начнет новый этап жизни театра с современной драматургии и эстетики.

Полина Богданова

• Российский театровед, театральный критик.

• Окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, кандидат искусствоведения, педагог, специалист по истории русского советского театра, автор курса «История и теория режиссуры», сотрудник журнала «Современная драматургия».

• Автор театроведческих статей и монографий о театре («Логика перемен. Анатолий Васильев: между прошлым и будущим», «Режиссеры-шестидесятники», «Театр Анатолия Васильева 1970-1980-х годов. Метод и эстетика»).

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх