Cообщи

Андрей Анисимов: новогоднее чудо

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Андрей Анисимов, 
писатель
Андрей Анисимов, писатель Фото: SCANPIX

В России любое нарушение общественного порядка имеет свою таксу. И если по этому принципу живут в европейской России, то в далекой Камбодже и подавно, посчитал русский бизнесмен Сергей Полонский. И ошибся — потому что взятку у него суд брать не пожелал. Бывают же на свете чудеса, удивляется писатель Андрей Анисимов.

От сумы и тюрьмы не зарекайся — как известно, народ мудр, и его поговорки данный тезис подтверждают. Русский народ не исключение, но его народные перлы часто понятны только людям, обладающим российским менталитетом.

Например, как объяснить немцу, что «пока гром не грянет, мужик не перекрестится»? Или о поговорке на ту же тему с жареным петухом? Причем если шанс прогреметь грому природа оставляет, то жареному петуху клюнуть нерадивого в заветное место этого шанса не дает по определению.

Поэтому данное изречение носит чисто аллегорический окрас и к жизненным реалиям не ведет. Что нельзя сказать о «тюрьме и суме». Тут любой россиянин понимает: все это вполне реально, и зарекаться от данной беды ему действительно не следует.

Но одно дело — оказаться за решеткой на родине, другое — за ее пределами. Правда, в российском обществе существует устойчивое мнение, что хуже российских тюрем на свете ничего не бывает.

О благодати быта зеков в цивилизованном мире ходят легенды не только в самой России, но и в бывших республиках СССР. Даже в нашей продвинутой Эстонии, где тюрьмы отвечают нормам Евросоюза, воры мечтают о камере финских «коллег».

Но и Эстония, и Финляндия — страны европейские, чего нельзя сказать о далекой Камбодже. Да и вообще, тема камбоджийской тюрьмы навряд ли бы возникла в сознании русскоязычного обывателя, не окажись там скандальный русский бизнесмен Сергей Полонский.

За последние пару лет это второй звонкий случай, когда состоятельный россиянин стал узником загранказемата. Первым этой чести удостоился Виктор Бут, оказавшийся в камере таиландской тюрьмы, а затем переправленный в Штаты, где его приговорили к 25 годам лишения свободы. И вот теперь, в канун уже наступившего года, в тюрьме Камбоджи оказался еще один представитель российского бизнеса, Сергей Юрьевич Полонский со друзьями.

Сравнивать этих двух узников — Бута и Полонского — сложно. Тут разнятся и сами обвинения в их адрес, и еще больше — отклик на их аресты официальной Москвы. Эта активность поначалу вызывала недоумение.

Арест Бута официальные чиновники называли провокацией и требовали его немедленного освобождения. Но постепенно, когда факты стали доходить до общественности, напор властных структур поутих. Стал вырисовываться и образ задержанного, и уровень его державных связей. Без них торговать современными ракетными комплексами невозможно.

Виктора Бута арестовали за поступок, который он не успел совершить, но на который подписался. Спецслужбы США прикинулись представителями колумбийской мафии и заключили от имени этой мафии с Бутом контракт на доставку зенитных комплексов. Этот договор и послужил доказательством его вины.

Практику американских спецслужб инициировать преступников и обезвреживать их до совершения деяния можно считать спорной. Но великая держава защищает свои интересы, как находит нужным. И нравится это российским властям или нет — дело второстепенное. Поэтому яростные протесты Москвы Вашингтон оставил без внимания.

Теперь о Полонском. Если за задержанием Бута последовала бурная реакция чиновников МИДа и самого Путина, то консульская защита Сергея Полонского стала заметна лишь после его отчаянных попыток привлечь к себе внимание далекой родины. Что довольно странно, поскольку Бута обвиняли в связях с наркомафией и незаконной торговле оружием с экстремистами, а Полонский угодил в камеру за обыкновенное бытовое хулиганство.

Стоит отметить, что в отличие от политического руководства, российская пресса Полонского вниманием не обошла. Это и понятно после заявления Сергея Юрьевича о том, что каждый, кто не нажил себе миллиарда «зеленых», может отправляться в то самое место, куда целит жареный петух из приведенной выше поговорки.

Помимо этого, Полонский умудрился напасть в прямом эфире телеканала на бизнесмена Лебедева, разбить о стену мобильные телефоны членов правления возглавляемой им компании и совершить еще несколько «подвигов», говорящих о его крутом нраве и дурном воспитании.

Что, надо заметить, в последние годы становиться заурядным явлением в среде преуспевающих российских нуворишей. Совсем недавно еще один бизнесмен в подпитии избил стюарда во время полета из России, и теперь опасается возвращаться на родину, дабы избежать ответа за свой пьяный дебош.

Обыденным эпизодом на улицах Москвы стало применение травматического оружия в спорах участников дорожного движения. Чаще всего пальбу открывают водители дорогих иномарок, посчитавшие себя оскобленными маневром других участников движения.

Поэтому хамство и проявление неадекватной ярости в среде российских богатеев становится нормой. Причины такого поведения можно изучать долго, и волей-неволей придешь к выводу, что культуре быта ни власть страны, ни ее общество должного внимания не уделяют.

Но господин Полонский даже превзошел нормы привычного хамства.

Пройдя школу ВДВ и заработав за несколько лет огромные деньги, он уверился в своей полной безнаказанности. Уверился, поскольку в России любое нарушение общественного порядка имеет свою таксу. Полонский готов за свое хамство платить, и тогда уж его никто не тронет. Если по этому принципу живут в европейской России, то в какой-то заморской Камбодже — и подавно.

Твердо уверенный в том, что он в состоянии купить тут не только остров, но и всю страну, Сергей Юрьевич чрезмерно удивился, что ему не удается купить местный суд. Да и, собственно, что такого он сделал? Он нанял кораблик.

Матросы ему чем-то не понравились, и он выбросил их за борт. Да и плыть им до берега пришлось всего с десяток метров! Да и Новый год был. Он же праздновал, и выпил немного. Он и трезвый крут, а здесь еще градус…

Решить дело через кошелек в Камбодже у бизнесмена не получилось. Почему-то «туземный» суд у белого человека взятку не взял. Бывают же на свете чудеса. Вот такое новогоднее чудо и испытал на себе бизнесмен Полонский и его два друга — Константин Багдай и Александр Карачинский.

Похоже, под Новый год случаются и такие чудеса.

Ключевые слова

Наверх