Крупнейший российский авиаперевозчик "Аэрофлот" недоволен уровнем надежности самолетов Sukhoi SuperJet 100 (SSJ-100), эксплуатацию которых начал летом 2011 года. В специальном исследовании для совета директоров, попавшем в распоряжение "Коммерсанта", приведена статистика происшествий за 2012 год, согласно которой на десять воздушных судов этого типа (8% самолетного парка "Аэрофлота") пришлось 40% всех инцидентов, связанных с отказами авиационной техники.
Исследование "Аэрофлота" опозорило SuperJet, на который ушли десятки миллиардов
Как отмечает газета, это первая серьезная попытка анализа надежности SSJ-100. По данным "Аэрофлота", в прошлом году больше всего случаев неисправностей пришлось на системы кондиционирования (девять) и управления воздушным судном (семь). Еще шесть инцидентов вызваны сбоями в системе уборки/выпуска шасси, один - неполадками противопожарного оборудования и еще один - конструкционными особенностями двигателя SuperJet.
Наиболее серьезными из всех признаны инциденты, связанные с надежностью системы управления шасси SSJ-100, говорится в документе. При этом в авиакомпании считают, что недостатки самолетов такого типа не носят системного характера, они устранимы. А в компании-производителе лайнеров "Гражданские самолеты Сухого" и вовсе заверили издание, что все проблемы SuperJet, возникшие у "Аэрофлота" в ходе их эксплуатации, уже устранены.
Ранее "Московский комсомолец", изучив ситуацию с SSJ-100, назвал этот флагман российского авиапрома, в который "10 лет вбухивались все средства", "Суперджетом из топора". Уже в этом году с ним случилось несколько неприятностей, газета их перечисляет.
В начале января авиакомпания "Якутия" отложила начало регулярных перевозок на SSJ-100 из Якутска в Хабаровск, якобы из-за морозов, которые в этом регионе, к слову, - скорее правило, чем исключение. 18 января в "Шереметьево" на рейсе Москва - Нижний Новгород ночью после взлета не убралась носовая стойка шасси. 22 января аналогичная ситуация произошла на рейсе Харьков - Москва, еще позже - на рейсе Донецк - Москва.
"МК" напоминает, что проект SSJ-100 называют прорывным на зарубежный авиарынок. Первым зарубежным покупателем самолета стала армянская компания "Армавиа". Она эксплуатировала его с апреля 2011 по октябрь 2012 года. Отлетав на нем 932 рейса (2298 часа), "Армавиа" вернула самолет производителю с очень нелестными оценками, отказавшись покупать следующий.
Другое государство, которое часто упоминается в связи с SSJ-100, - Индонезия, где 9 мая прошлого года произошла его катастрофа с гибелью 45 человек.
Между тем, согласно отчетам Генпрокуратуры по проверке выполнения госпрограммы "Развитие гражданской авиационной техники России", с 2002 года из бюджета на это было выделено около 90 миллиардов рублей. Фактически эти средства истрачены на SSJ-100, хотя изначально речь шла лишь о 50 миллионах рублей, говорится в статье. Колоссальные финансовые вложения надо как-то оправдывать, вот и получается, что SuperJet расхваливают, говоря о стремительном росте покупателей, а недостатки предпочитают максимально замалчивать.
Тем временем разрешился громкий скандал вокруг задержки выдачи сертификата самолету Boeing 777-300ER для "Аэрофлота". В соответствии с Воздушным кодексом РФ, самолет зарубежного производства, поступающий в Россию, проходит сертификацию в Межгосударственном авиационном комитете. Однако, так и не дождавшись решения МАКа, Росавиация сама выдала разрешение "Аэрофлоту" на эксплуатацию данного Boeing.
Как отмечают "Ведомости", это первый случай, когда Росавиация выдает разрешение на полеты до получения сертификата типа воздушного судна от МАКа. Комитет должен был выдать документы к 1 февраля, когда "Аэрофлот" планировал первый полет нового лайнера. Три дня простоя обошлись перевозчику в 150 тысяч долларов, сказал газете источник, близкий к авиакомпании.
Главный редактор "Авиа.ру" Роман Гусаров предположил, что медлительность МАКа связана с обычной чиновничьей нерасторопностью. В этой ситуации вряд ли стоит искать злой умысел, считает он.
1 февраля независимый директор "Аэрофлота", известный блоггер Алексей Навальный опубликовал в своем "Живом журнале" информацию о том, что каждые сутки простоя Boeing 777 обходятся авиакомпании в 50 тысяч долларов. Он указал, что "Boeing, который по контракту должен заниматься сертификацией, подал все документы еще 12 апреля", а также что "руководитель МАК (Татьяна) Анодина - акционер "Трансаэро" и мама гендиректора этой компании" (имеется в виду председатель совета директоров и совладелец "Трансаэро" Александр Плешаков).
Навальный напомнил, что 51% акций "Аэрофлота" находятся в госсобственности и, соответственно, половина суммы убытка ложится на плечи налогоплательщиков.