Европейские средства распределены

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Премьер-министр Андрус Ансип на Европейском Совете между премьер-министром Дании Хелле Торнинг-Шмитт и председателем Европейского Совета Херманом ван Ромпеем.
Премьер-министр Андрус Ансип на Европейском Совете между премьер-министром Дании Хелле Торнинг-Шмитт и председателем Европейского Совета Херманом ван Ромпеем. Фото: Reuters/ScanPix

После продолжавшихся 26,5 часа встреч, собраний и дебатов главы государств стран Европейского Союза (ЕС) вчера под вечер наконец пришли к соглашению по поводу бюджета ЕС на период 2014-2020. Общая сумма бюджетных обязательств составляет 960 миллиардов евро, выплаты со стороны стран-членов ЕС составляют 908,4 миллиарда.


По сравнению с предыдущим бюджетным периодом бюджет сократился на 3,3%. По сравнению с первоначально представленным Еврокомиссией вариантом урезания составили 7,87 процента, что в первую очередь порадовало те страны, которые вносили свою долю нетто, такие как Великобритания, Германия, Голландия, Дания и Швеция.

Делегация Эстонии сумела накануне встречи на высшем уровне отстоять три главные цели. Хотя создаваемый фонд «Соединение Европы» (CEF) урезали с 50 миллиардов евро примерно до 30 миллиардов, в этих пределах 23 миллиарда предназначаются на транспортные проекты, в рамках которых полностью сохранилось 10 миллиардов евро из переведенных в CEF средств на политику объединения.

Именно последняя статья стала тем самым источником, из которого Эстонии и другим близлежащим странам было бы возможно ходатайствовать о финансировании железнодорожного проекта Rail Baltic. Тем самым высокое собрание дало зеленый свет Rail Baltic, хотя этот момент непосредственно не упоминается ни в одной строке итогового документа.

Опоздание в 5,5 часа
Для Эстонии наряду с Латвией, Литвой и Венгрией установлен верхний предел финансирования политики объединения в 2,59% от национального ВВП. Для всех остальных предел составит 2,35%.

Прямые дотации на сельское хозяйство вырастут к 2020 году до уровня 75% от среднего по ЕС, при этом на заключительном этапе дебатов Эстонии удалось избежать возникновения угрозы появления т.н. взлета над уровнем прямых дотаций, чтобы в 2013 году выплачиваемые субсидии вместе с выделяемыми Эстонией средствами превысили бы субсидии на 2014 год.
С целью компенсации этого Эстонии была выделена конкретная сумма. При этом необходимо смириться со снижением субсидий на сельскую жизнь.

Премьер-министр Андрус Ансип заявил Postimees, после того как в Брюсселе были определены результаты, что взаимопонимание глав государств в ходе переговоров было вполне положительным.

«Атмосфера была конструктивной, — отметил он. — Можно вспомнить — хотя не хотелось бы — верхние пределы, когда напряжения было значительно больше».

Ансип заявил, что, с точки зрения Эстонии, самое главное — достижение долговременного соглашения. «Альтернативой было бы ежегодное возвращение к бюджету. Это означало бы относительно крупную катастрофу как для Эстонии, так в целом и для Евросоюза», — заявил он.
«Это означало бы парламентские переговоры, это означало бы, что финансирование долговременных проектов было бы либо полностью исключено, либо серьезно затрудненно», — добавил Ансип.

Премьер-министр отметил, что Эстонии выделено 5,89 миллиарда евро, что являет собой значительную сумму. «К этому можно прибавить в уме еще миллиард евро, который предназначен для нужд Rail Baltic на территории Эстонии», — пояснил он.

Эти деньги хотя еще и не находятся у Эстонии в кармане, поскольку финансируемые проекты конкурируют друг с другом, однако, по словам Ансипа, он убежден, что железная дорога, объединяющая Эстонию, Латвию и Литву с Варшавой, настолько важна для всего ЕС, что финансирование будет получено.

Начало обсуждения бюджета при желании можно было бы признать драматичным: прежде всего, начало работы было отложено на два с половиной часа, поскольку председатель Европейского Совета Херман ван Ромпей нуждался в дополнительном времени для того, чтобы доработать представленные ему предложения.

Затем начало отложили еще на час, при этом сообщивший об очередной задержке чиновник написал делегациям, что надеется, несмотря на все это, на дружеское отношение. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон намекнул, что ван Ромпей должен понизить ноябрьские цифры, иначе соглашения не будет.

Затем пришло сообщение, что начало переносится еще на два часа. Стало казаться, что переговоры по бюджету начать так и не удастся, не говоря об их завершении.

На самом же деле начало переговоров откладывалось не просто так, это время председатель Евросовета ван Ромпей использовал для переговоров с крупнейшими странами, чтобы выложить на стол план, который можно было бы продолжать обсуждать. Тем временем ратовавшая за урезания Великобритания встретилась с представителями Швеции и Голландии, занимавших сходную позицию.

Когда в половину девятого вечера с опозданием в 5,5 часа официальная часть, наконец, началась, ван Ромпей так и не выложил на стол конкретный документ со своими предложениями, спор продолжился по поводу общих сумм.

С самого начала речь шла о суммах, которые были меньше как изначального предложения Еврокомиссии, так и ноябрьского предложения со стороны ван Ромпея. Интерес стран, финансировавших бюджет ЕС нетто, был связан с твердым определением объема урезания, чтобы в дальнейшем вести торг вокруг сумм на конкретные цели.

Слово Европарламента
При этом другие страны утверждали, что невозможно одобрить какую-то общую цифру, не зная, как она будет распределяться. На этом главы государств направились на первый перерыв, длившийся более часа, уже в первом часу ночи по брюссельскому времени.

В начале встречи перед главами государств выступил президент Европейского Парламента Мартин Шульц. По его словам, переговоры пошли не так, как следовало бы, парламент полагает, что изначально необходимо установить приоритеты, на которые должен расходоваться бюджет Евросоюза, а уже потом говорить о конкретных суммах. Он выразил сожаление, что на сей раз на встрече на высшем уровне обсуждаются только финансы.

Выступление Шульца не было одной лишь формальностью, поскольку Европарламент имеет право сказать соглашению «нет». Подавляющее большинство парламентариев выступает за больший объем бюджета, чтобы цели Европейского Союза действительно претворялись в жизнь.

Постоянный представитель Эстонии при ЕС Матти Маасикас отметил два существенных отличия по сравнению с предыдущими переговорами о бюджете ЕС.

«Одно из важнейших отличий состоит в том, что окончательная ответственность теперь возлагается на председателя Европейского Совета ван Ромпея, — подчеркнул он. — В 2005 году ответственность была на председательствовавшей стране и окончательное соглашение заключил премьер-министр Великобритании Тони Блэр».

Второе важное отличие связано с ролью Европарламента. «У парламента больше возможностей сказать свое слово, чем в прошлый раз, — заявил Маазикас. — Парламент хочет иметь более крупный бюджет и определенные источники финансирования, такие как часть налога с оборота или же отдельного налога на финансовые сделки. Парламент хочет, чтобы бюджет Евросоюза был менее зависим от стран-членов ЕС».

В ходе этого марафона, продолжавшегося более суток, ван Ромпей предложил главам государств ЕС два варианта: первый ранним утром в пятницу и второй после обеда. Последний и стал основой достижения компромисса.

Расходы журналиста на поездку оплатила Европейская Комиссия.

Наверх