Олимпийская чемпионка Любовь Черкашина продемонстрировала мастерство на гала-выступлении, завершающем международный турнир по художественной гимнастике Miss Valentine 2013 в Тарту.
Черкашина: когда мне вручали медаль, я думала только о маме
После олимпийского сезона белорусская гимнастка Любовь Черкашина, завоевавшая на Oлимпиаде в Лондоне бронзовую медаль, завершила спортивную карьеру и с удовольствием выступает по всему миру.
Возможно, те, кто не интересуется художественной гимнастикой, мало наслышаны о Любови Черкашиной, тем более что в основном запоминаются имена победителей. Между тем, бронзовая медаль, которую она завоевала на Олимпиаде в Лондоне, учитывая лидерство россиянок в художественной гимнастике, все равно что золотая.
Свое мастерство Любовь Черкашина продемонстрировала в воскресенье на гала-выступлении, которое завершало прошедший в Тарту международный турнир по художественной гимнастике Miss Valentine 2013.
«У меня было такое чувство, словно с момента Олимпиады в Лондоне прошло лет десять. За это время было столько впечатлений, я встретилась с таким количеством людей. Хотелось снова все почувствовать, — сказала Черкашина. — Я не верила в то, о чем говорили раньше все гимнастки, что, когда заканчиваешь карьеру, в памяти остаются только хорошие моменты. Теперь мне трудно с этим не согласиться».
Четыре года терпения в память о маме
Спортивная карьера белорусской гимнастки складывалась нелегко. Одним из самых болезненных ударов стало для Черкашиной 15-е место на Олимпиаде в Пекине в 2008 году. Неудачи следовали одна за другой, еще одним тяжелым ударом стала смерть матери, которая ушла из жизни после тех Олимпийских игр.
Светлая полоса наступила только в 2009 году, вместе с ней пришли и большие победы.
«Для себя я решила, что вытерплю эти четыре года. Я должна была доказать самой себе, что живу не просто так, — сказала голубоглазая худенькая 25-летняя гимнастка. — Очень трудно заставить себя выступать на соревнованиях, если до этого все складывалось не лучшим образом. Но я не имела права сдаваться именно из-за мамы, которая не увидела моего самого большого успеха. Когда мне вручали олимпийскую медаль, я думала только о ней».
Сегодня Любовь Черкашина, которой в 13 лет пришлось уехать из Бреста в Минск, чтобы тренироваться, счастлива, что выдержала все испытания. Бывало, после неудачного выступления на соревнованиях или после десятичасовой тренировки ей хотелось все бросить. В художественной гимнастике борьбу за медали можно сравнить с борьбой с ветряными мельницами: можешь выкладываться изо всех сил, но победа достанется российской спортсменке.
«Там, где оценивают и решают люди, как бы мы этого ни хотели, не может быть абсолютной объективности. У судей, к сожалению, свое мнение, — сказала Черкашина. — Но и соревноваться с мыслью, что ты не сможешь быть первой, потому что впереди россиянки, тоже нельзя.
Я бы не сказала, что победить их невозможно, но представительницы России действительно сильны. Надо просто помнить, что они не роботы и тоже ошибаются. На чемпионате Европы я не допустила ошибок и победила».
Однако на Олимпиаде россиянки не допустили ошибок. И хотя выступления Черкашиной были близки к идеалу, ей предстояло бороться только за третье место. Однако борьба за «бронзу» получилась захватывающей. Черкашина опередила Алию Гараеву из Азербайджана на 0,125 балла, а Сон Юн-Джей из Южной Кореи на 0,225 бала. Малейшая неточность — и результат мог бы быть другим.
«В Беларуси прекрасно понимают, чего стоит эта бронзовая медаль. В новостях даже сообщали, что «бронза» Черкашиной все равно что золотая, — сказала спортсменка. — Один журналист заметил, что заранее было известно, кому достанутся «золото» и «серебро». Когда весь мир борется за одну «бронзу», то это интересно, это и есть борьба. Поэтому я могу с гордостью сказать, что эта медаль действительно завоевана в борьбе».
«Бронзу» оценили по достоинству
Президент Беларуси Александр Лукашенко тоже переживал за Черкашину. «Когда после Олимпиады нам вручали ордена, президент сказал мне, что с нетерпением ждал, когда же закончится мое выступление с булавами и когда же наконец я закончу бросать их, — с улыбкой сказала гимнастка. — Я ощущаю, что благодаря людям, которые ценят мое достижение, эта медаль становится еще более ценной».
Хотя позади у Черкашиной уже две Олимпиады, она никогда не забудет мандраж, как она говорит, который всегда присутствует накануне больших соревнований. Перед началом выступления трясутся ноги и кажется, что совсем нет сил, описывает она свое состояние.
На Олимпиаде в Лондоне, мысленно собравшись и положившись на то, что долгие тренировки оправдают себя, спортсменка, по ее словам, сосредоточилась только на том, чтобы считать такт. Ничего постороннего: только она, предмет и музыка. После заключительного выступления с лентой Черкашина дала волю слезам и поцеловала ковер.
«Как бы хорошо физически и психологически ты ни подготовился к Олимпийским играм, перед стартом всегда испытываешь страх, ты просто не можешь отказаться и уйти. У тебя нет на это права. Ты отвечаешь перед своей страной.
Мне было очень тяжело, — сказала Черкашина, добавив, что тем больше ценишь чувства, которые испытываешь после выступления. — Ты понимаешь, что не подвела страну, которая столько в тебя вложила.
Для меня очень важно сознавать, что я никому ничего не должна. Я чувствую себя увереннее, меньше сомневаюсь. Когда я завоевала медаль, то знала, что сделала все правильно».