Эстонские партии в схватке за русскую Нарву

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Евгений Осиновский
Евгений Осиновский Фото: Из личного архива Е. Осиновского

На местных выборах в октябре соперничать в Нарве будут две партии – ЦПЭ и СДПЭ, так пока известно. У первой в рядах Нарвского округа около четырехсот человек, у второй – около двухсот. Депутат Рийгикогу, заместитель председателя Cоциал-демократической партии Эстонии Евгений Осиновский (26) выдвинут в качестве кандидата в мэры Нарвы и лидера предвыборного списка. (Центристы пока не определились с вопросом, кому после 20 октября занять кресло градоначальника). В интервью изданиям кандидат в градоначальники от соцдемов критикует ситуацию в Нарве, которой управляют центристы: в городе нет реальной демократии, а большинство жителей в апатии, поскольку разуверились в возможности что-либо поменять в городе. Парламентарий полагает, что пришло время всерьез заняться накопившимися проблемами, порушить монополию ЦПЭ в этом городе на власть и восстановить демократию.

Что ждет социал-демократов в сражении за третий по величине в Эстонии город, которым более десяти лет управляют центристы? Конфузия или виктория?

Вот некоторые выдержки из февральских публикаций на сайте СДПЭ, в которых кандидат в мэры оценивает обстановку в Нарве: «Ситуация с детскими садиками, игровыми площадками, с молодежным спортом в Нарве очень критичная. В свете этого понятно, почему много молодых семей уезжает из Нарвы. Пока это будет продолжаться, у города позитивного будущего нет. Поэтому мы должны сделать этот город более дружелюбным к его жителям, чтобы они хотели там жить».

«У власти есть своя пропагандистская газета, используется административный ресурс, так что больших иллюзий не строим. Если нам не удастся набрать больше 50% голосов, то никакой катастрофы не произойдет. Но планку нужно ставить очень высоко, постараемся выступить максимально хорошо и получить много мест в горсобрании, чтобы вернуть в Нарву демократию. В нынешней ситуации, когда оппозиционных депутатов там чуть больше пяти, реальной демократии нет, никакого обсуждения, как лучше управлять городом и куда направить средства, не ведется, а большинство жителей считает, что никогда ничего не изменится. Очень печально наблюдать...».

«А если посмотреть более приземленно, то рядовых горожан, конечно же, волнует проблема безработицы. Сейчас в Нарве зарегистрировано больше 4000 безработных. Это получается свыше 10% всех безработных в Эстонии! Отсюда и все остальные социальные проблемы, связанные с алкоголизмом, наркоманией, преступностью».

«Одной из самых больших проблем Нарвы - и не только Нарвы, но и некоторых других городов, - безусловно, является отсутствие истинно демократической политики... В Нарвском горсобрании нет хорошо организованной оппозиции, а оппозиционных депутатов так мало, что они не в силах влиять на деятельность горуправы. Поэтому и нарвская общественность не имеет четкого представления о том, на что расходуются деньги, кто их расходует, и каковы приоритеты».

Попытаемся узнать реакцию центристов на решение СДПЭ поменять власть в Нарве. На вопросы еженедельника «Инфопресс» отвечает исполнительный директор Transservis-N, председатель Нарвского округа Центристской партии Эстонии Андрус Тамм.

- ЦПЭ и СДПЭ соперничают в Нарве за избирателей. Но в политике многое переменчиво. Возможен ли союз этих двух партий в Нарвском горсобрании? Почему бы прошедшим в ходе выборов в октябре в горсобрание депутатам от ЦПЭ и СДПЭ совместно не сформировать новый состав местного «правительства» - горуправы?

- В жизни все может быть. Как это будет – станет видно после выборов, когда обнародуют результаты. Но есть определенные лица, с которыми центристы не будут сотрудничать. С депутатом Рийгикогу Яаком Алликом я могу говорить, но есть те, с которыми вообще не могу общаться.

А вот идти на выборы единым списком с социал-демократами мы не можем, это исключено. Очень сложно сотрудничать с людьми, которые приходят в Нарву на выборы под лозунгом – здесь у вас все плохо! Это настораживает. А если почитать интервью Евгения Осиновского, который планирует стать мэром Нарвы, то я не верю, чтобы он вообще бросил Рийгикогу и пришел бы Нарвой руководить. Рийгикогу такое сладкое место, что оттуда практически никто не хочет уходить. Помню только случай с Михаилом Стальнухиным, он несколько лет назад ушёл из парламента и возвращался на пост председателя горсобрания в Нарве.

- Там можно «властвовать лежа на боку»?

- Да, если посмотрим, как идут заседания, то очень удобно там находиться. Комфортные условия.

- Но ведь иной раз народные избранники не спят ночами, работают…

- Но это так редко бывает, и это потому, что центристы, например, последний раз боролись против повышения цен на электроэнергию.

- Правильно я вас понимаю, руководить городом - гораздо ответственнее работа?

- В некотором смысле гораздо ответственнее, чем быть в оппозиции в парламенте. Но надо отметить, что в большинстве своем оппозиционную работу делают там центристы.

Но вернемся в наш город. Посмотрим, кто будет в списке СДПЭ, какие результаты принесут выборы. Если будет пиариться только г-н Осиновский, то ему будет уготована роль паровоза - наберет голосов, благодаря которым смогут пройти в горсобрание другие его соратники, а сам может остаться в парламенте. В прошлый раз, в 2011 году, на парламентских выборах г-н Осиновский набрал в Нарве 524 голоса, если я не ошибаюсь.

- О чем говорит эта цифра?

- О том, что на муниципальных выборах социал-демократы пройдут в горсобрание, получат сколько-то мест. Можно сказать, с появлением в Нарве Евгения Осиновского в город придет «олигарх». У социал-демократов денег много, они могут покупать газетные площади, публиковаться на порталах – если судить по прессе.

- Почему социал-демократы выбрали город, в котором у власти центристы? Почему не какой-нибудь другой в Эстонии?

- Когда-то бывший лидер СДПЭ Ивари Падар говорил, что нужно брать Пярну и Нарву. Но в Пярну к власти пришел избирательный союз, связанный с Партий реформ, осталась одна цель - Нарва. Предполагаю, что на высшем уровне - партии реформ и IRL - решили, мол, в Нарве у нас слабые позиции, а вы, социал-демократы, займитесь этим городом, у вас может быть лучше получится. Поэтому они всеми силами постараются прийти в Нарве во власть.

- Разнообразие партий, мнений говорит о плюрализме, демократии. Не так ли?

- Когда я смотрю, как голосуют в парламенте социал-демократы, то прихожу к выводу – голосуют дружно вместе с реформистами и IRL. Например, так было в свое время на выборах президента. Или относительно свежий случай - также вместе голосовали за выделение помощи от «богатой» Эстонии «бедной» Греции. Центристы тогда были против такой помощи. Социал-демократы – удобная оппозиция для правящих партий. Tак что выбирая соцдемов, выбираете в действительности Партию реформ и IRL. Единственная реальная оппозиция в Эстонии на уровне парламента сейчас центристы. Центристы остались единственной народной партией – наша партия существует за счет членских взносов, а не за счет помощи от «олигархов».

- По-моему, по радио вы заявляли, что около половины бюджета СДПЭ – деньги от одного состоятельного бизнесмена?

- Да, если посмотреть по отчету СДПЭ за четвертый квартал прошлого года. Осиновский-старший уже поддерживает соцдемов больше чем на 50% - такого нет ни у одной другой партии в Эстонии.

- А что тут плохого? Закон не запрещает гражданам поддерживать политические движения. Считаю, бизнесмен, который благодаря управленческому таланту развивает предпринимательскую среду в Эстонии, вправе помогать личными финансами той или иной партии.

- А это вопрос демократии, о чем мы говорим. Соцдемы показывают на нас пальцем – якобы в Нарве отсутствует демократия. Но разве демократично, если один человек оплачивает половину партийного бюджета? Такое влияние денег похоже больше на диктатуру, чем на демократию. Tем более, как недавно сказал Осиновский-старший, что он поддерживает морально Партию реформ.

Не верю, что в Нарву приходит человек, которого не устраивает лишь то, что вот, дескать, город не общается с министерствами и вот сейчас мы будет в Нарве развивать демократию. Думаю, что у определенного круга бизнесменов здесь есть какой-то конкретный финансовый интерес, а заявления социал-демократов – лишь дымовая завеса. В 2018 году электрорынок откроется еще в большем масштабе, и один производитель не должен занимать больше 40% эстонского рынка. Вот и подумаем – какое будущее ожидает Нарвские электростанции, обеспечивающие сегодня основные потребности страны в электроэнергии? И не приходят ли сюда под отвлекающими лозунгами для того, чтобы продать НЭ в частные руки? Может, у них уже есть покупатели. Если вспоминать, то соцдемы (ранее Умеренные) в 2001 году уже хотели продать Нарвские электростанции.

- Вы хотите сказать, что нарвский проект социал-демократов - это тонкий расчет?

- Мы точно еще не знаем, это видно будет. Но какие-то экономические интересы у определенного круга людей присутствуют.

- Говоря о преступности в Нарве, критики вашей партии указывают на коррупцию во властных структурах.

- За пять-шесть лет только один нарвский чиновник был наказан за коррупцию в уголовном порядке.
Правоохранительные органы проявляют к Нарве и к Таллинну, это где во власти центристы, особый интерес. Такое впечатление, что целью является ослабить позиции центристов. Используется такая же риторика против Нарвы, как против Таллинна, где атакуют всеми силами Эдгара Сависаара. Посоветую читать его новую книгу "Правда про Эстонию". Но использование силовых структур в политике - разве это демократия?

- Один из серьезных упреков в адрес нарвских властей – не общаются с республиканскими властями, центристы превратили Нарву в закрытый город.

- Если иногда мы критикуем правительство, а это правительство Партии реформ и IRL, то критикуем за действия кабинета министров в сфере образования, школьной реформы. Наша позиция - сохранение школ с русским языком обучения. Это не противостояние правительству, а защита интересов жителей города и местного самоуправления. Школьная реформа затрагивает также эстонские школы, поэтому мы отстаиваем интересы и в этой области. Я уверен, что Центристская партия выиграет парламентские выборы в 2015 году и постарается оздоровить ситуацию в сфере образования и остановить отток молодежи из регионов, а также из Эстонии за рубеж.

Кандидат от СДПЭ в мэры Нарвы Осиновский ни капельки не связан с этим городом, поэтому может ли его оценка быть объективной? Человека ввели в заблуждение. Если он один или два раза в месяц на пару часов сюда приезжает, то получает неадекватную картинку. Повторяю, человек не связан с Нарвой, не принес сюда ни одной инвестиции или что-то подобное.

Ну никак не согласен с ним, будто Нарва – закрытый город. Я не могу сказать, что город изолирован. Приведу лишь некоторые примеры. Нарвский музей и Министерство культуры недавно создали целевое учреждение для развития музея. В Нарве создан промышленный парк – совместный проект местной власти и государственных структур Эстонии. В промпарке идет строительство новых производств, которые помогут решению проблемы безработицы в Нарве. Благодаря сотрудничеству Нарвы и министерств наш город получил финансирование из фондов ЕС на реконструкцию бастионов, строительство променада и на другие проекты. Нарва с 2009 года привлекла для развития города более чем 50 миллионов евро для проектов и обеспечила самофинансирование этих проектов в размере 16 миллионов евро. Есть у Нарвы контакты с центральными властями и в других сферах. Все время ведется работа по разным направлениям, идет взаимодействие с министерствами экономики, финансов и другими. У муниципальной фирмы Transservis-N, в которой я работаю и которая регулирует прохождение транзитного транспорта через город, идет постоянно общение с МВД Эстонии – сотрудничаем без всяких конфликтов. Не вижу никакой закрытости Нарвы.
Нарва - хороший город для проживания!

По просьбе еженедельника «Инфопресс» ситуацию комментирует Евгений Осиновский:

- Читая высказывания г-на Тамма, сложно сразу сказать, имеем мы дело с откровенной и умышленной ложью или просто слабой информированностью. В надежде, что г-н Тамм просто не владеет информацией, а не сознательно пытается вводить население Нарвы в заблуждение, хотел бы помочь ему понять реальную жизнь Эстонии.

Мнение о том, что парламент – сладкое место, где можно сидеть и ничего не делать, показывает, что г-н Тамм совсем не понимает суть работы Рийгикогу. Поскольку с моей работой в парламенте он, конечно, не знаком, то такое впечатление у него, вероятно, сложилось на основании работы знакомых ему парламентариев из Центристской партии. Я же считаю, что такая оценка несправедлива по отношению к моим коллегам-центристам, и советую г-ну Тамму почаще общаться со своими однопартийцами в этом вопросе. Думаю, в таком случае он бы узнал и то, что центристы и социал-демократы очень тесно сотрудничают в парламенте – мы поддерживаем друг друга в большинстве голосований, даже подаем вместе законопроекты. Также естественно, что мы, являясь независимыми политическими силами, иногда голосуем по-разному, ибо в некоторых вопросах наши взгляды расходятся; но в целом мы работаем единой оппозицией против правого правительства.

Что касается сотрудничества с правыми партиями, то мы действительно бывали с ними в правительстве, поскольку для нас важнее всего – выполнение своих программных целей и защита интересов наших избирателей. Точно так же к этому вопросу относится и Центристская партия, которая за последние 10 лет дважды была в правительстве с Партией реформ – с 2002 по 2003 год, а также под руководством премьера Ансипа с 2005 по 2007 год. Догадываюсь, что г-н Тамм на основании имеющегося у него лишь нарвского опыта не очень понимает суть демократических коалиций, что еще раз указывает на необходимость его более тесного общения с однопартийцами. Я лично готов помочь ему получше разобраться в государственной политике, для чего могу оплатить его участие в экскурсии в Рийгикогу, которые я регулярно провожу для своих избирателей.

Также я готов разъяснить ему систему финансирования партий в Эстонии, а то его заявления о том, что чей-то личный вклад в бюджет партии превышает 50%, выглядят уж очень смешно. Начнем с того, что около 90% денежных средств любой крупной партии Эстонии поступают из государственного бюджета. В IV квартале 2012 года общие доходы Центристской партии составили 415000 евро, из которых бюджетные средства – 350000 евро, а членские взносы – всего 9500 евро, или 2% от бюджета. Пожертвования частных лиц составили 60000 евро. Доходы Социал-демократической партии составили 290000 евро, из которых 250000 евро – это дотация из госбюджета, а 28000 евро – пожертвования, что в два раза меньше, чем у центристов. Членских взносов мы собрали 9300 евро. Пожертвование Олега Осиновского, о котором говорит г-н Тамм, составляет около 5% из бюджета партии.

Юридическая и арифметическая безграмотность, конечно, грехом не является. Но в следующий раз перед тем, как называть свою партию «народной партией, финансируемой за счет членских взносов», советую г-ну Тамму просто поговорить с бухгалтером Центристской партии.

В той же плоскости лежит его заявление о том, что у социал-демократов есть деньги на газетные площади и порталы: мы традиционно предпочитаем подобной рекламе общение с избирателями напрямую. К примеру, мы с Яаком Алликом регулярно устраиваем прием горожан в нарвском бюро Социал-демократической партии. Кроме того, социал-демократы, в отличие от центристской власти Нарвы, Кохтла-Ярве и Таллинна, не тратят большие деньги из городского бюджета на собственную пропаганду.

Что касается того, почему социал-демократы «выбрали» Нарву, то и здесь вынужден разочаровать г-на Тамма: социал-демократы идут своим списком в более ста местных самоуправлений, включая все крупные города Эстонии, и меньше всего мы смотрим на то, кто в данный момент находится у власти в том или ином городе или волости, где баллотируются наши кандидаты.

Лозунг «выбирая соцдемов – выбираете в действительности Партию реформ и IRL» центристы отчаянно пытаются вставлять во все свои интервью и комментарии, но практика показывает, что он не работает и люди прекрасно все понимают: мы являемся ведущей оппозиционной партией в стране, поэтому центристы, состоящие, к примеру, в коалиции с Партией реформ в Хаапсалу и с IRL в Пыльва, а также еще недавно имевшие аналогичные коалиции в Тарту и Пайде, имеют куда больше оснований считаться партнером правых сил.

Наконец, заявление о том, что я ставлю целью получить место мэра Нарвы для приватизации электростанций, дает основание еще раз сильно усомниться в объективности оценки г-ом Таммом ситуации, поскольку муниципальная власть никак не участвует в управлении государственными предприятиями. Это делает правительство вместе с парламентом, но г-н Тамм, увы, как мы уже поняли, в государственных делах не разбирается.

Конечно, как человек, близкий к нынешним нарвским управленцам, он хорошо знает, в каких направлениях двигаются в Нарве денежные потоки – между местным предпринимательством и властвующей кликой города. Моя цель – искоренить эту систему вынужденной «дружбы», чтобы бизнесом можно было заниматься беспрепятственно, не имея никакого дела с политиками.

Наверх