Банкротная комиссия Autorollo возмущена анонимной передачей в СМИ коммерческих тайн. Postimees изучил подоплеку манипуляций общественным мнением.
Тайны фирмы Autorollo стали известны СМИ
Банкротный управляющий Autorollo Мартин Крупп разгневан. По сути дела соратники всадили ему нож в спину. Между ними было заключено честное соглашение, что скандал не станет достоянием СМИ, однако, за спиной Круппа в медиа доставили целые пачки материалов, окутанных коммерческой тайной.
«В СМИ опубликованы сведения, которые не должны были попасть в посторонние руки, — говорит Крупп. — В этом плане подобный случай больше напоминает не судебное делопроизводство, а журналистское расследование». За делом о т.н. легальном вымогательстве торчат уши председателя банкротной группы Ингмара Пярна. Пярн — это тот самый человек, которого министр окружающей среды Кейт Пентус-Розиманнус нарекла в СМИ «охотником за долгами».
СМИ получили анонимные сведения
Сам Пярн упорно оспаривает свой титул виновника утечки данных. На первых порах. «Я не передавал в СМИ ни одного намека, я не представляю, кто это мог сделать», — говорит он.
Но после часовой беседы из уст этого человека уже звучит совсем другое: «Ну, в общих чертах можно действительно сказать, что мы показывали это исковое заявление журналистам. И отсюда возникли некоторые ссылки, однако деликатных данных мы не предоставляли», — поясняет председатель банкротной группы.
Но почему же Пярн категорически отрицает манипуляцию информацией? Поди разберись. Во избежание недоразумений я не могу утверждать, что политическому семейству Пентус-Розиманнус в связи с этой историей досталось почем зря.
Манипуляция общественным мнением, несомненно, некрасивый поступок. Но именно такую тактику усиленно использует противоположная сторона в скандале вокруг Autorollo. Представить факты на суд общественности не было бы предосудительно, если бы сторона, добивающаяся справедливости через суд, представляла свои обвинения под собственным именем.
Если же говорить о переданных в СМИ материалах, то Postimees получил четыре анонимных сообщения относительно обстоятельств банкротства Autorollo. У лица, их отправившего, имеется доступ к внутренней информации о случившемся.
Когда мы, в свою очередь, неоднократно предлагали стороне, выдвигающей в суде обвинения против Пентус-Роозиманнус, честно выступить перед лицом общественности, то неизменно получали отказ. «Мы не хотим оспаривать это дело в СМИ», — заявил Пярн еще в декабре.
Такая позиция продиктована этикой и ценностными приоритетами. Но факты свидетельствуют о другом. Чтобы разобраться в этом деле, стоит вернуться к самому началу этой истории. Скандал вокруг Autorollo развернулся в СМИ в конце ноября. История попала в СМИ через адвокатское бюро Lextal, нанятое банкротной комиссией.
«Факты, связанные с этими событиями, были собраны еще в 2011 году в моем временном банкротном отчете, но тогда никто не проявил к этому интереса. Пока в какой-то момент дело это не оказалось крайне увлекательным», — посмеивается банкротный управляющий Крупп.
Однако после появления первого материала последующий интерес к делу со стороны СМИ был незначительным. Для кукловодов этой истории такой поворот стал неожиданностью. Поэтому для того, чтобы придать делу резонанс, им пришлось приложить значительные усилия.
8 декабря, в субботу, на сервер электронной почты Postimees поступило первое анонимное сообщение по поводу Autorollo. Оно касалось почерка обвиняемого в выкачивании из Autorollo средств присяжного адвоката Сийма Роде, проявившегося в различных процессах банкротства (см. дополнительный материал).
Информация подтвердилась, и в Postimees появилась большая статья. Четыре дня спустя от этого же адресата поступило новое письмо. Оно касалось стиля работы адвоката Рооде в ходе утраты счетов Autorollo.
Второй анонимный намек, основанный на внутренней информации, стал явным свидетельством использования СМИ в своих интересах. Поэтому Postimees резко нажал на тормоза. Четыре дня спустя Postimees получил с того же адреса еще две наводки. Когда ни одна из них не попала в газету, поступление сведений прекратилось.
Оттягивая обращения к этой теме, Postimees не пытался защитить попавших под прицел обвинения министра окружающей среды Пентус-Розиманнус или ее супруга, влиятельного деятеля кулуаров Реформистской партии Райна Розиманнуса.
Наоборот, видимо, сейчас уже ясно, что в этой истории министр лгала общественности, уверяя, что не участвовала в принятии решений по руководству предприятием. В дальнейшем министру пришлось скорректировать это утверждение, когда обнаружились ее электронные письма бухгалтеру Autorollo.
Передача материалов деликатного свойства с целью их публикации в дальнейшем продолжалась посредством других изданий. Распечатки электронных писем, копии кредитных договоров, ссылки банковских переводов, свидетельствовавших о том, что счета фирмы Autorollo оплачивались с компьютеров Рийгикогу.
У этого дела есть еще одна грань
В завершение всего информация, которая подтвердила, что счета Autorollo оплачивала MTÜ Eesti Pakendiringlus — предприятие, которое связывали с Райном Розиманнусом и видели в этом конфликт интересов как члена Рийгикогу, который участвовал в составлении закона об упаковке.
Другими словами, целая куча скрытой в качестве деликатных бизнес-секретов конфиденциальной информации, которая, учитывая тот факт, что Пентус-Розиманнус и ее супруг отрицали прямое участие в делах Autorollo, вызывает в глазах общественности серьезный кризис доверия к одной из влиятельнейших политических семей Эстонии.
Но у этого дела есть и еще одна грань. Перекантовавший имущество Autorollo в другую коммерческую фирму присяжный адвокат Сийм Рооде сообщил Postimees, что председатель банкротной комиссии просил с них 130 000 евро за заключение внесудебного соглашения.
Это меньше четверти суммы представленных сейчас в суд исков. На первый взгляд, это разумная сумма, при выплате которой министр окружающей среды спасла бы свое политическое реноме. Факт этого предложения Пярн отрицать не может.
Он и не отрицает. Только теперь Пярн, по его собственным утверждениям, на такие небольшие деньги не согласился бы. «Просто наши затраты на этот иск существенно выросли», — утверждает он.
Однако любая новая просочившаяся в прессу информация делает заключение внесудебного решения для лагеря Пентус-Розиманнус все более сложным. Даже если они хотели бы завершить эту назойливую тему и заплатить компенсацию, чтобы спасти политическую карьеру Кейт Пентус-Розиманнус, внимание общественности уже не позволит им это сделать.
Какова истинная цель борьбы в медиа?
Так что является истинной целью борьбы в СМИ? Если источником утечки информации не является Ингмар Пярн, то кто же? «Я не знаю, — утверждает Пярн. — Честно говоря, мне по-человечески немного жаль Кейт Пентус. Хотя она прямо связана с принятием руководящих решений Autorollo, но, как мне кажется, она в этой истории слишком полагалась на других людей и ее доверием злоупотребили».
Пярн имеет в виду супруга министра окружающей среды и нанятого им адвоката Рооде. Пярн полагает, что за утечкой деликатной информации в СМИ могут стоять запросы адвокатского бюро Lextal. «Lextal сделал 180 запросов по этому делу, и круг информированных о деле лиц очень широк. Во всяком случае от нас утечки нет», — повторил он.
Это утверждение наивно. Получить данные банковских переводов можно только в банке и их выдают только руководящим лицам предприятия или банкротной комиссии. Утечка из банка сведений деликатного характера, прикрытых коммерческой тайной, по сути исключена.
«Эти люди настолько связаны с банковской тайной, что это утверждение звучит, честно говоря, по-детски», — сказал банкротный управляющий Крупп. После этого Пярн предположил, что журналисты получили доступ к защищенной коммерческой тайной информации ознакомившись с находящимся в Харьюском уездном суде семитомным делом о банкротстве Autorollo.
Проверить это утверждение просто. «Часть дела о банкротстве Autorollo OÜ (содержащая деликатные сведения) является закрытой, и посторонние лица, в том числе и журналисты, ознакомиться с ней не могут», — утверждает ведущая дело о банкротстве судья Мерике Варуск.
Судья обращает внимание на интересный факт: пресса начала обсуждать тему о банкротстве фирмы Autorollo еще задолго до того, как журналисты пришли в суд знакомиться с делом.
«Данные о частной переписке в прессе опубликовали до того, как они поступили в дело о банкротстве. Как известно суду, журналисты были ознакомлены (не судом) и с текстом искового заявления».
Все понятно. Против этого даже Пярну сложно что-либо возразить. И он признался, что ознакомил журналистов с этим текстом.
Анонимные рассылки, полученные Postimees
(орфография сохранена)
Суббота, 8 декабря,
время 17.07
Отправитель: aa@aa.aa
Дело Autorollo лишь крохотная вершина айсберга.
В деле Kommest Auto Сийм Рооде представлял Рюйтманна. Renaldo Invest запретила распоряжаться имуществом Põhjakeskus, которое скрывалось. У общественности сложилось впечатление, что лица к делу не причастны.
В деле с Autorollo Рооде уже открыто использовал Renaldo Invest, чтобы вывести имущество Autorollo.
Обратите внимание на опубликованное 27.09.2010 в Tartu Postimees объявление об аукционе Renaldo Invest (принадлежащая Autorollo доля Autohills — через фирму Autohills выводили автомобили) — посмотрите, кто заказывал публикацию объявления.
Как утверждают, Autovaal OÜ предоставил Autorollo кредит в размере 600 000 крон, однако, как видно из баланса этой фирмы Тоомаса Таутса, такие кредиты не выдавались.
Среда, 12 декабря,
время 21.28
Отправитель: aa@aa.aa
Autorollo — поинтересуйтесь исчезновением представленных Autorollo счетов через Arco Transport OÜ. Это фокус Renaldo Invest, т.е. Рооде.
Воскресенье, 16 декабря, время 20.41
Отправитель: aa@aa.aa
Новые обстоятельства в деле Autorollo:
И еще — 28.04.2010 г. Вяйно Пентус подписал направленные Arco Transport OÜ и TranTeci OÜ письма о направлении части выданных Autorollo OÜ счетов о направлении (денег) «таинственной фирме» Renaldo Invest OÜ (эти письма доставил Сийм Рооде). Почему к началу банкротного производства данные об этих и других представленных, но не оплаченных счетах «пропали»? Почему скрывали «перевод» имущества Autorollo OÜ (представленные счета поставщикам) в другую фирму?
Четверг, 20 декабря, время 7.53
Отправитель: …@aa.aa
Ув. Ристо Берендсон. Дело о банкротстве Autorollo в суде. ЕЕ с ним ознакомился (в этих статьях об этом говорится). Ознакомьтесь с делом, и вы увидите, что Рооде несет полный бред. У Autorollo не один кредитор (Port One), а 15 (в том числе Olerex, MarkOil, Maksuamet, Keil M.A., несколько работников и т.д.). Фирмы AutoHills тоже больше не существует, ее «слили» с другой фирмой. Но ценное имущество Autorollo и там не задержалось.
Äripäev писала о том, что одна машина принадлежала поначалу Autohills, а теперь знакомой фирме одного политика, и на ней разъезжает Вяйно Пентус. Поинтересуйтесь, что Рооде, принеся клятву, говорил в суде о сделках в сентябре 2012 года — это никак не стыкуется с тем, о чем шла речь вчера. Ознакомьтесь с отчетом временного банкротного управляющего, где идет речь о «кредите» в 600 000 крон, который Autovaal предоставил Autorollo, а затем поинтересуйтесь, отражен ли он в балансе Autovaal.