Хейди Оямаа: не для того, чтобы пьянеть

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Хейди Оямаа
Хейди Оямаа Фото: Mihkel Maripuu

В ответ на слова руководителя A. Le Coq Тармо Ноопа, что в ЕС нет государства, которое бы взимало со слабого алкоголя такой же акциз, как с крепкого, можно возразить — зато есть такие государства, где разница в акцизе не столь велика, как у нас, причем в ущерб слабому алкоголю.

Утверждение, что в пересчете на один градус производство слабого алкоголя в десятки раз дороже, чем крепкого, отношения к делу не имеет. Когда говорят о производстве, то не включают ли они в стоимость производства непроизводственные инвестиции?

Кроме того, Нооп утверждает, что единица абсолютного алкоголя явно дешевле, чем слабого, т.е. потребителям крепкий алкоголь доступнее, чем слабый.

Но это тоже к делу не относится. Сейчас бутылка пива в магазине дешевле, чем бутылка водки, что делает ее более доступной большему числу людей.

Государство не интересует, что в магазине дешевле — молоко или кефир. Роль государства состоит в обложении порока, поэтому-то предложение Института развития здоровья и производителей пива — установить минимальную цену градуса алкоголя — кажется разумным, но делать это следует не в пределах одной группы товаров, а охватить весь спектр алкогольной продукции.

По утверждению Ноопа, закупки пива туристами составляют 20% пивного рынка Эстонии. Страх потерять туристов — напрасный: Финляндия увеличила акциз, а в Латвии началась дискуссия по поводу сокращения разницы между акцизом на крепкие и слабые алкогольные напитки.

Перейдем к цифрам. Стыдно смотреть на приведенные Ноопом цифры статистики. В последнем отчете Международной организации здоровья, на статистику которой ссылается Нооп, приведены данные 2005 года.

Сомнительно использование этих цифр, когда у нас есть данные Института конъюнктуры за 2011 год. Согласно этим данным, в 2011-м 36% потребленного алкоголя относилось к крепким напиткам и 64% к слабым. Больше всего пьют пива, которое составляет 40% от всего потребляемого алкоголя. А поступления от акциза в госбюджет составили от крепкого алкоголя 65%, пива — 21%, а от вин и другого слабого алкоголя — 14%.

Уместно заметить, что с 2007 года потребление крепкого алкоголя значительно сократилось, а потребление пива растет с 2010 года. Эти данные не подтверждают позиции Ноопа, так почему кто-то использует для подтверждения своей позиции цифры, которые противоречат его утверждениям.

Люди потребляют алкоголь не для того, чтобы опьянеть, а для вкуса и удовольствия. Так не бывает, что пойдешь в магазин за вином и из-за цены купишь водку. Конечно, есть и те, кто пьет, чтобы забыться, но это скорее социальная проблема.

Ключевые слова

Наверх