Cообщи

Политолог: Taллинн противостоит Москве больше, чем Рига и Вильнюс

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Aгниа Григас
Aгниа Григас Фото: SCANPIX

Агния Григас, в своей книге вы рассматриваете два основных фактора, определяющих политику стран Балтии в отношении России: энергетику и вопросы истории. Какой из них больше влияет на политику правительств в отношении России?

В 1990-е годы и, возможно, даже до 2004 года отношения стран Балтии с Россией определялись, в основном, недавней советской оккупацией. В то время как страны Балтии утверждали свою государственность и сближались с трансатлантическими организациями, они удалялись от России.

Когда основные цели — вхождение в ЕС и НАТО — были достигнуты, то энергетическая зависимость (как от источников, так и инфраструктурная) стала восприниматься как последний остаток советского империализма.

В своей книге я показываю, что энергетическая зависимость оказывает огромное влияние на внутреннюю политику стран Балтии, их экономику и политику в отношении Москвы. Думаю, что и на ближайшие пять лет энергетика будет находиться в фокусе балтийско-российских отношений.

Какая из трех стран Балтии более всего противопоставляет себя России?

Сравнивая идеологию и политику правительственных партий всех трех стран Балтии, я думаю, что наименее уступчиво в отношении Москвы правительство Эстонии. Но я не назвала бы политику Эстонии враждебной. Руководимое Партией реформ правительство ищет возможности разнообразить источники энергии.

Новое руководимое социал-демократами правительство Литвы четко взяло курс на поиск путей соглашения с Москвой. Находившийся ранее у власти Союз Отечества проводил политику, относительно противостоящую Моск­ве: он намеревался разоб­раться с «Газпромом» в Международном арбитраже и обратился к ЕС с просьбой исследовать монополистскую политику газовой фирмы.  

Латвийское правоцент­ристское правительство двигалось по сравнительно сговорчивой траектории, особенно после кризиса 2008 года и выборов 2011 года, когда Центр согласия, который считают выразителем интересов русскоязычного населения, набрал больше всего голосов и ушел в оппозицию.

Правительство Латвии больше сосредоточено на снятии внут­ренней социально-политической напряженности и не хочет ссориться с Россией.

В какой из стран Балтии может пройти первая встреча с российскими представителями самого высокого уровня?

Двусторонние отношения между странами Балтии и России, безусловно, важнее для стран Балтии, чем для России. Визит в страны Балтии не стоит в повестке дня российского правительства на первых местах.

С учетом сравнительно прохладных отношений визит премьер-министра или президента России стал бы политическим шагом, который продемонстрировал бы «новую эпоху» в отношениях, или это была бы реакция на какие-то из ряда вот выходящие события, какой была поездка Путина в Польшу после гибели президента Польши Качиньского. Визит министра иностранных дел РФ более вероятен.

Aгниа Григас

• Литовский политолог

• Училась в Колумбийском и Оксфордском университетах.

• В 2008-2009 годы работала советником министра иностранных дел Литвы. В частном секторе работала в банке Barclays, JP Morgan и пр.

• В настоящее время в США в Калифорнии возглавляет ИТ-фирму OneGo Inc., предлагающую предприятиям облачные услуги.

Наверх