Корреспондент ВВС решил выяснить, что реально происходит сегодня в провинции Гильменд.
Полицейские Гильменда курят марихуану и эксплуатируют детей
Большинство афганских полицейских занимается расследованием преступлений, связанных с коррупцией, похищением людей, с наркотиками, убийствами и преступными действиями, направленными против детей.
Однако в Сангине, самом опасном районе Афганистана, некоторые полицейские, как выяснил корреспондент ВВС Бен Андерсон, сами совершают эти преступления. Пять недель, которые журналист провел с американскими морскими пехотинцами в провинции Гильменд, позволили ему убедиться в этом.
Как в «Клане Сопрано»
Бен Андерсон, неоднократно бывавший в Гильменде с 2007 года, когда в эту южную провинцию Афганистана пришли британские и эстонские военные, написал книгу, в которой рассказал о том, что увидел за все эти годы.
Отправляясь в очередной раз в Афганистан, журналист хотел увидеть все своими глазами и убедиться в переменах, произошедших в стране.
«Афганские силы защищают афганский народ и позволяют правительству страны служить своим гражданам. Это победа. Именно это и есть успех, и не нужно стесняться говорить такие громкие слова», — процитировал он командующего войсками НАТО генерала Джона Аллена.
В 2010 году в Сангин на смену британским военным пришли американские. До этого большинство британских солдат погибали именно в этом районе, там же в 2007 году погибли и двое эстонских военнослужащих.
«Из-за растущей смертельной опасности со стороны боевиков американцы живут совершенно отдельно от своих афганских коллег, — так описывает корреспондент ВВС условия, в которых служат морские пехотинцы США. — Входя на афганскую часть базы, американцы держат оружие в боевой готовности».
«То, что я увидел, выезжая за пределы части вместе с морпехами, совсем не радует, — продолжает он. — На одном из блокпостов афганские полицейские открыто курили марихуану.
Двое других афганских полицейских, которым было поручено укрепить наблюдательную вышку мешками с песком, употребили что-то явно посильнее, возможно, это был опиум или героин. Когда через три недели после моего отъезда ранили одного из полицейских командиров, спасавшие его американские медики обнаружили у него в кармане пакет с героином».
В данном журналисту интервью майор Билл Штойбер, возглавляющий группу советников, которые оказывают помощь афганской полиции, сравнил действия местных защитников правопорядка с телесериалом «Клан Сопрано».
Так, например, они просят у американцев бензин для проржавевших автомобилей, которые явно не на ходу, продают на местном базаре переданные им боеприпасы и оружие, даже гранатометы. Один из укрепленных патрульных постов был признан небезопасным из-за того, что полицейские растащили бронированные плиты и продали их на металлолом.
«Чайные мальчики»
«Практикуют афганские полицейские и безосновательные аресты, когда во время рейда хватают людей и сажают за решетку, а затем ждут, когда придут их родственники и заплатят за освобождение, — говорит Билл Штойбер. — Попробуйте каждый день работать с насильниками детей, грабителями и убийцами! Со временем переносить это становится все труднее».
На всех базах Сангина, где побывал Бен Андерсон, он видел «чайных мальчиков», подростков, которых афганские полицейские эксплуатируют сексуально. Как утверждают афганцы, подростки добровольно прислуживают им.
При этом как раз в то время, когда корреспондент ВВС был в провинции Гильменд, в четверых таких подростков, «чайных мальчиков», стреляли при попытке побега из полиции, и трое из них погибли.
Озабоченность тем, что в Афганистане происходит сексуальная эксплуатация мальчиков, недавно выразила и правозащитная организации Human Rights Watch (HRW). Поводом для этого послужил инцидент в Западном Афганистане, когда 13-летнего мальчика отправили на год в колонию для подростков за то, что он занимался сексом с двумя взрослыми мужчинами.
«Если мужчина вступает в сексуальные отношения с 13-летним ребенком, то ребенок является жертвой насилия, а не преступником», — считает директор азиатского отделения HRW Брэд Адамс.
Организация HRW раскритиковала и традицию «бача бази», когда на мужских празднествах танцуют переодетые в женское платье мальчики, которых затем нередко используют сексуально.