Водитель автобуса похож на волшебника

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Водитель автобуса Ээри Эвард многих пассажиров знает не только в лицо, но и по имени.
Водитель автобуса Ээри Эвард многих пассажиров знает не только в лицо, но и по имени. Фото: Андрес Хаабу

В Таллиннском автобусном объединении есть водители, проработавшие на этом предприятии уже более сорока пяти лет.

«Он уже лет тридцать ездит по этой линии, всех местных жителей знает», — рассказал о водителе Таллиннского автобусного объединения наш читатель, который постоянно пользуется маршрутом номер 38. Правда, имени и фамилии его не знает. А как выглядит? «Он похож на волшебника», — сказал читатель.

«Есть у вас водитель, похожий на волшебника?» — поинтересовались мы у пресс-секретаря автобусного объединения Сирье Рохт. Она прислала фотографии нескольких претендентов. Сразу догадавшись, о ком идет речь, мы описали этого водителя читателю. «Да, тот самый!» — тотчас подтвердил он.

Это был Ээри Эвард, которого коллеги недавно чествовали по случаю 45-летия его работы в Таллиннском автобусном объединении. «Тридцать лет, говорят, езжу по 38-му? — удивился Ээри. – Да что вы, лет десять всего».

Любимый маршрут

Конечно, его ставят и на другие маршруты, но 38-й, признался Ээри, для него любимый. «Я сам попросился на эту линию, — пояснил он. — Нравится, что по большей части он проходит по дачным районам. Многие пассажиры хорошо знакомы».

Вот и в минувшую среду Ээри работал на любимой линии во вторую смену. К диспетчерскому пункту на улице Хобуяама пришел как обычно за час до выезда. Осмотрел автобус, оставленный коллегой, который работал с утра. Все в порядке.

После этого достал зеленую карточку и поднес к валидатору: оказывается, водители тоже должны валидироваться перед выездом на линию. «Так теперь фиксируем приход на работу», — пояснил он. Затем приготовил билеты и коробку с мелочью для сдачи.

По словам Ээро, покупают билеты сейчас ненамного реже, чем раньше, когда общест­венный транспорт не был бесплатным. А замечает ли он, что народу в автобусах стало ездить больше, как об этом рапортует горуправа? «На глаз особо не заметно, но заторов на улицах действительно стало меньше», — отметил водитель.

Теперь надо ввести данные в бортовой компьютер: 38-й маршрут, 1-я очередь. «И пока единственная, в пять часов на линию выйдет второй автобус», — заметил водитель. Он же должен выехать с первой остановки в 14.45.

Что еще осталось? Разве что тряпочкой пройтись по приборной панели.

Водитель как психолог

В терминале в автобус залетела стайка школьников младших классов. Все здороваются с водителем: «Тере! Тере!» Тот в ответ их тоже приветствует с улыбкой. Одна девчушка, деловито отодвинув загородку, отделяющую место водителя, заняла кресло рядом с ним, а ранец положила на доску перед лобовым окном.

«Ну, как день в школе прошел?» — спросил Ээро. «Хорошо», — ответила девочка. «Бывает, дети много чего рассказывают о себе, о том, что дома у них происходит, — заметил Ээро. — Водитель автобуса иногда подобен психологу. Когда долго ездишь по одному и тому же маршруту, замечаешь, как дети растут у тебя на глазах. А иногда и не замечаешь. Бывало, поздоровается парень и смотрит — что, мол, не узнаете?»

На мониторе показано, сколько километров и метров осталось до конца линии, протяженность которой — 16,79 км в один конец, расстояние до ближайшей остановки, а также время отклонения от графика: если цифра высвечена белым цветом — это отставание, если красным — опережение. «Отставать на минуту-другую допустимо, а вот опережать график нельзя», — отметил Ээри. «Удобная штука», — добавил он, кивая на монитор.

В бумажнике у него хранятся фото автобусов, на которых он начинал работать в 60-е годы. Целая эпоха в автобусном движении прошла на глазах Эварда.

Сам он родом из деревни Кынну, что в Куусалуской волости. По сей день при первой же возможности ездит туда. Его родители были колхозниками. Окончив восьмилетку, Ээри работал на авторемонтном заводе в Куусалу. После армии пришел в Таллиннское автобусное объединение, с тех пор здесь и работает. «Моя старшая сестра тоже, кстати, пятьдесят лет здесь отработала, — заметил Ээри. — Начинала кондуктором, а когда я был маленьким, помню, катала меня на своем автобусе».

Осенью ему исполнится 70 лет, и уходить на заслуженный отдых он пока не собирается. «Чего дома-то сидеть, здесь интереснее», — пояснил Ээри. У него есть жена и три дочери. «Супруга и две дочери работают в магазине, третья — в аптечном хозяйстве, — рассказал он. — Все мы простые люди, в начальники никто из нас не выбился».

Шесть кругов за смену

Рассказывая все это, Ээри постоянно отвечал на приветствия знакомых пассажиров. Кто где выходит, он тоже знает. Старым забывчивым людям иногда даже приходится и напоминать.

«Вот там живет семья с девятью детьми, — показал Ээри на дом слева от дороги. — Оттуда и собака прибегала, как только слышала приближение автобуса. Я всегда захватывал для нее чего-нибудь вкусненькое. Правда, после того, как она попала под машину, со двора ее уже не выпускают. Жалко, я даже соскучился».

Среди постоянных пассажиров Эварда — семья знаменитого эстонского актера и певца Марко Матвере. «Правда, сам Марко при мне только раз ездил, а жена и дочь — часто», — заметил Ээри. Еще одна известная его пассажирка — депутат парламента Яна Тоом, которая, по словам Ээри, часто садится вечером на

38-й в терминале. «Видел ее в новостях по телевизору, потому и узнаю», — пояснил наблюдательный водитель.

Ээри признался, что ближе к концу маршрута часто высаживал пассажиров и там, где нет остановки — поближе к их  дому. На одном из таких мест теперь сделали официальную остановку.

Вот и конечная — Мууга теэ. Прибыли с отставанием в допустимых пределах. А вот на обратном пути, стоило выехать на полосу общественного транспорта на Пирита теэ, сразу же загорелись красные цифры — график опережаем.

Закончили же круг протяженностью в 33 с половиной километра опять с отставанием около 30 секунд.

За смену Ээри Эвард сделает шесть таких кругов — более 200 километров.

Наверх