Самоуправления сами сделают свой выбор

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
иллюстрация: graafika: Alari Paluots

В основу программы реформы положена модель центров притяжения, выбирать их будут сами самоуправления.

Вчера министр по делам регионов Сийм Кийслер (IRL) обнародовал программу проведения административной реформы, в основу которой положена модель центров притяжения, в результате не позже 2017 года в Эстонии должно появиться 30-50 новых местных самоуправлений.

Кийслер сказал, что министерство рассмотрело шесть возможных моделей: мини-волостей, союзов местных самоуправлений, кихелькондов, уездов, центров притяжения и двухуровневой Эстонии.

В отношении предложенных моделей запросили мнение госучреждений, местных самоуправлений и экспертов. 67% опрошенных выбрали модель центров притяжения. Эстонию с кихелькондами предпочли 11%, модели мини-волостей и союзов самоуправлений понравились 8% опрошенных. Всего поступило 67 ответов.

Решают самоуправления
Модель центров притяжения предусматривает, что к сентябрю 2014 года каждое самоуправление должно выбрать наиболее важные цент­ры притяжения, вокруг которых и будет происходить объединение.

Самоуправление в своем выборе свободно и не обязано учитывать границы своего уезда. И все же направления выбора таких центров будут заданы рамочным законом административной реформы, за который отвечает бюро министра по делам регионов, закон должен быть принят Рийгикогу уже в декабре этого года.

Кийслер предложил, чтобы центрами притяжения автоматически стали все нынешние уездные центры, но ими могут быть и поселки, в которых работает и учится в школах много людей из близлежащих волостей.

Если в радиусе 30 минут езды от места жительства такого поселка или города нет, то в качестве регионального центра притяжения можно выбрать населенный пункт с наибольшим потенциалом.

Если таких центров притяжения несколько, то следует выбрать наибольший. Бюро полагает, что в уездах поменьше может быть от одного до трех центров притяжения, а в больших, таких как Харьюмаа или Ида-Вирумаа, число их может быть и больше. Исходя из этого, в Эстонии должно остаться 30-50 самоуправлений, но это число решено не ограничивать.

Одновременно это означает, что нынешние границы уездов могут измениться. «Обсуждение в правительственной коалиции шло в том направлении, чтобы эти границы не фиксировать, — сказал Кийслер. — Но, с другой стороны, я вижу, что в большинстве уездов есть сильное желание сохранить свой уезд.

Исчезновения уездов я не предвижу — уверен, что различные объединения могут быть в пределах границ уездов». Кийслер отметил, что неизбежно при объединении будут возникать споры, их разрешением будет заниматься руководитель проекта административной реформы Сулев Валнер.

Разногласия надо будет разрешить к концу 2014 года, после этого самоуправления будут заниматься только подготовкой к объединению. Осенние местные выборы 2017 года будут проводиться уже для новых самоуправлений.

Четыре года работы
Как отметил министр Кийслер, модель центров притяжения самая реалистичная из всех предложенных, так как вызовет меньше всего трений. «IRL все время говорил о том, что необходим некий механизм принуждения, другой партнер по коалиции, Партия реформ, настаивал на том, что никакого принуждения быть не должно.

Теперь предлагается компромисс — государство даст толчок, а местные само­управления сами сделают свой выбор».

Как сказал руководитель проекта Сулев Валнер, модель разработана таким образом, чтобы ее успех был основан не только на согласии двух партий. «Консенсус должен быть шире хотя бы уже потому, что предстоят парламентские выборы, следовательно, результат должен устраивать и то правительство, которое будет создано в 2015 году. В противном случае никакой реформы-2017 не будет», — сказал он.

Как добавил Валнер, реформа может претерпеть изменения. «В случае с предложенной моделью мы имеем дело не с точными науками, правда, можно было бы задаться вопросом — а кто предложит лучшую модель? В любом случае к 2017 году необходимо договориться, неопределенность не на пользу обществу», — сказал Валнер.

Наверх