Мне кажется, что в эстонцах пропадает вера в себя, вера в то, что так или иначе существует возможность сохранить свой язык. Наверно, это отчасти связано с тем, что люди не умеют видеть то положительное, что уже сделано.
Сергей Метлев: на эстонском языке говорят, и всё больше
Говорили о том, сколько книг переведено на эстонский язык, сколько их пишется на эстонском языке – но положительное здесь то, насколько в мире расширился круг людей, говорящих на эстонском языке. Прежде всего я имею в виду русских в Эстонии.
Согласно статистике, в течение двадцати лет количество местных русских, более или менее говорящих на эстонском языке, увеличилось гораздо больше чем на половину, и все они – носители эстонского языка. Если мы говорим, что эстонский язык русским мог бы преподавать носитель эстонского, то мы думаем об эстонце, хотя на самом деле носителем языка является каждый человек, который говорит, читает и пишет на эстонском.
К сожалению, и сегодня говорят об истории Эстонии и о национализме, имея в виду исключительно эстонцев по рождению, не обращая внимания, что эти темы применимы и к местным русским. Это не стыдно и не опасно – привлекать к обсуждению этих тем местных русских.