Социального налога не хватит на выплату пенсий

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
График выплат пенсий. Красным показана доля дополнительных средств (не из социального налога), потраченных на пенсии.
График выплат пенсий. Красным показана доля дополнительных средств (не из социального налога), потраченных на пенсии. иллюстрация: graafika: Silver Alt
Нетрудно найти подтверждение опасениям, что у государства, повсеместно сокращающего расходы, скоро закончатся и средства на выплату пенсий, пишет Арго Идеон. Фактически средства, накапливаемые в первую пенсионную ступень за счет социального налога, еще с 2004 года не покрывают расходы на выплату пенсий.

В 2004-2008 гг. государство все больше доплачивало на пенсии из других источников, общая сумма доплат к настоящему времени составила 1,67 миллиарда крон.

То же самое произойдет и в этом году, но доплатить придется еще больше. На текущий год бюджет Минфина предусматривает более 19 миллиардов крон на пенсионные расходы, однако социального налога на покрытие этих расходов поступит всего 16 миллиардов - недостает свыше трех миллиардов крон.

Очевидно придется заполнить брешь накопленными ранее средствами (расчеты основываются на бюджете 2009 года и первом дополнительном бюджете, при этом учтено и повышение пенсий с 1 апреля).

Накопился двойной минус

Хотя государству было известно наперед, что оно окажется в минусе с пенсиями, однако разница оказалась значительно больше предполагаемой. Когда в феврале 2004 годаРийгикогу обсуждал рост пенсий, прежний министр социальных дел Марко Померантс (в то время член партии Res Publica, а ныне - Союза Отечества и Res Publica ) предупредил, что дефицит социального налога, поступающего на выплату пенсий, к 2010 году вырастет примерно до двух миллиардов крон.

«Нынешнее повышение пенсий даже приведет к большому дефициту, но к 2012 году это должно разрешиться, - выражал тогда надеждуПомерантс. - Но более высокого дефицита экономическая и финансовая система Эстонии очевидно уже не выдержит».

Вот и наступил этот дефицит. Согласно расчетам Минфина, в 2010 году расходы на пенсии вырастут до 19,6 миллиарда крон, а за счет социального налога поступит на 4,3 миллиарда крон меньше.

Примечательно, что даже в последние благополучные годы социального налога хватало на выплату пенсий только в 2007 году. Но это можно считать аномалией. Дефицит постоянно растет с 2004 года, когда не хватило 131 миллиона крон.

Зато расходы на выплату пенсий взмыли вверх. В 2000 году государство потратило на пенсионные выплаты 6,2 миллиарда крон, в этом году потребуется 19 миллиардов - сумма утроилась.

Пенсии совершили скачок и по отношению к ВВП: в 2004 году их доля составляла менее шести процентов, в текущем году предположительно уже почти девять процентов от ВВП Эстонии. Средняя пенсия по старости в Эстонии - наибольшая в странах Балтии.

Государству приходится все больше ломать голову над ежегодным обеспечением пенсионных средств. Откуда же берутся дополнительные средства?

Министр социальных дел Ханно Певкур, отвечая в Рийгикогу на вопрос о жизнеспособности пенсионного фонда, констатировал, что в общем расходы и доходы государственного пенсионного страхования должны быть более или менее сбалансированы. «Систему может вывести из равновесия разовый шок в экономике, как сейчас. В этом случае необходимо внести коррективы как, например, коррекцию пенсионного индекса, проведенную в этом году», - сказал Певкур.

Слово на букву "П"

Фактически до сих пор для заполнения бреши использовались т.н. текущие средства бюджета. Это значит, что нет необходимости указывать непосредственный источник покрытия, потому что как правило в госбюджете нет соотношения расходов и доходов, а учитывается общая сумма. При составлении бюджета ежегодно высчитывается, необходимы ли помимо социального налога дополнительные средства на выплату пенсий.

Но сейчас государству предстоит решить гораздо более серьезную проблему. Чтобы залатать в этом году трехмиллиардную брешь, при принятии соответствующего решения можно использовать экстренный пенсионный резерв, содержавший на конец марта 4,55 миллиарда крон. Сейчас даже Минфин еще не знает, сколько потребуется резервных средств. Несомненно лишь то, что в этом году пока не потребуется израсходовать весь резерв.

Для получателя пенсии никогда не было разницы, поступают ли деньги за счет социального налога, резерва или откуда-нибудь еще; так должно быть и впредь.

Вследствие накопления проблем не стоит удивляться, что в кулуарные беседы политиков закрались обсуждения, нельзя ли солидарно урезать пенсии, выплачиваемые за счет социального страхования, заодно с прочими сокращениями.

Слово на букву "П" больше не является таким строгим табу, как еще несколько лет или даже пару месяцев назад.

На это указывают даже успокаивающие заявления премьер-министра Андруса Ансипа. В апреле Ансип заявил в Рийгикогу: «Разговоры о снижении размера пенсий являются явным преувеличением. /.../ Сокращение пенсий никогда не было объектом дискуссий этого правительства».

Некоторое время назад такие заявления не потребовались бы. Сокращение пенсий было немыслимо, даже разговоры на эту тему были запрещены. Когда однажды МартЛаар во время предвыборных дебатов на ETV произнес, что если экономическая ситуация потребует этого, он готов снизить размер пенсий, то возникла маленькая буря в стакане воды.

Об этом не может быть и речи

Но ведь Лаар всего лишь использовал обычную логику - если нет денег на расходы, то и произвести расходы нельзя.

Поскольку в политике прямодушие в определенных вопросах может оказаться самоубийственным, то правительству сейчас необходимо постоянно повторять, что пенсии не будут снижены. Премьер-министр Ансип даже сделал такое заявление: «Само собой разумеется, что в подобной ситуации, когда в текущем году поступает недостаточно денег на выплату пенсий, мы не можем сократить пенсии. Об этом не может быть и речи».

Однако это не означает, что покуситься на пенсионные деньги нельзя т. с. исподтишка. В нынешнем законе о первом дополнительном бюджете сказано, что из суммэкстренного пенсионного резерва можно брать средства на «временное управление ликвидностью» текущих расходов госбюджета. Однако это не должно создавать возможности для невыплаты пенсий, так как платить пенсии важнее, чем «управлять ликвидностью».

Однако рассматриваются и другие возможности: еще повысить пенсионный возраст, установить налог на медицинское страхование на пенсионный социальный налог. Но фактически эти шаги означают для людей в основном то же самое, что и сокращение пенсий, но под другим наименованием.

Утопии продолжаются

Заверения Ансипа в том, что пенсии не снизят, необходимы еще и потому, что текст действующего коалиционного соглашения оказался совершенно утопическим. В нем сказано, что коалиция «будет удваивать размер пенсий каждые четыре года» и что рост пенсий должен проходить «в темпе, сопоставимом с ростом поступления социального налога».

Этот текст, составленный в 2007 году, даже не удивляет, но программа развития до 2013 года, представленная Минфину министерством социальных дел в апреле 2009 года, является уже мистикой. Финансовая программа на 2010-2013 гг., прилагаемая к документу за подписью министра Ханно Певкура, предусматривает, что в будущем году социальные расходы вырастут на семь процентов по сравнению с бюджетом текущего года - в то время какнынешний бюджет ожидают новые сокращения.

Расходы схем социального страхования по этому документу в будущем году вырастут примерно на 1,5 миллиарда крон. Вспомним, что согласно последнему прогнозуМинфина в 2010 году экономический спад составит 2,5 процента, а по более оптимистичному прогнозу Европейской Комиссии - 0,8 процента.

Наверх