Сегодня, исходя из наиболее оптимистического сценария, можно утверждать, что в международной экономике вообще и в экономике Эстонии наметилась положительная тенденция роста. И если все-таки предположить, что экономика и бизнес будут развиваться нарастающими темпами, возникает другая грозная проблема – кризис трудовых ресурсов, - размышляет профессор Высшей прикладной школы Mainor Петр Верницкий.
Верницкий: бесплатное высшее может добить рынок труда и экономику Эстонии
Он связан с несколькими обстоятельствами. Первое – демографический кризис в Европе и Северной Америке, и естественно, в частности, и в Эстонии. К тому же растет эмиграция квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы из стран, недавно присоединившихся к ЕС, в том числе из Эстонии. Третье – структура трудовых ресурсов, участвующих в общественном производстве. Это обстоятельство с большой силой затрагивает Эстонию. Вот о последней составляющей и хотелось бы поговорить.
С переходом на бесплатное (бюджетное) высшее и среднее специальное образование слабо учитываются запросы местного рынка труда. Так мы опять слышим о том, что в Тартуском Университете увеличивают количество мест для поступающих на юридический, экономический, медицинский и другие факультеты. И это в то время, когда уже давно ясно, что рынок высшего образования в нашей стране не сбалансирован, потому что слишком много студентов в университетах выбирают гуманитарные направления.
Специалисты без углубленных знаний не будут востребованы на рынке труда в Эстонии, учитывая структуру эстонского бизнеса по масштабам деятельности, так как основу бизнеса, а значит, экономики Эстонии составляют отнюдь не крупные по масштабам Эстонии фирмы, а микро, малые и средние предприятия.
Из общего количества зарегистрированных в Эстонии фирм 83,1% - это микро фирмы с количеством наемных работников не более 9 человек. Малые фирмы составляют по количеству 13,9%, средние – 2,7%. А в общей сложности они составляют 99,6%, т.е. на крупные фирмы остается всего 0,4%.
Рассмотрим в комплексе несколько других показателей.
1. Количество рабочих мест – микро фирмы дают из общего количества занятых 24,4% рабочих мест, а в сумме малые и средние предприятия обеспечивают работой 78,6% работающих, крупные – только 21,4%.
2. В малых и средних предприятиях создается 76,3% всей добавленной стоимости экономики страны.
Могут ли себе позволить собственники малых и средних предприятий содержать у себя в штате постоянного юриста или экономиста по международной экономике? Ответ однозначен – нет. Что же нужно собственникам с точки зрения потребностей в трудовых ресурсах? Если делать выводы на основе выше приведенных цифр, то предприятиям необходимы рабочие, обладающие профессиональными знаниями и навыками, служащие среднего звена, способные сразу преступить к работе, т.е. обладающие углубленными специальными знаниями, позволяющими эффективно и сразу выполнять порученную работу. У предприятий нет ни времени, ни финансовых средств для дополнительного обучения новых работников. Подготовленных такого уровня работников может поставлять только система среднего специального и высшего прикладного образования. А такая система в реформе высшего образования слабо просматривается. Именно ее, исходя из структуры бизнеса в Эстонии, и следует развивать, потому что бакалавры по смыслу их подготовки и должны «двигать» науку, а в малом и среднем бизнесе без дополнительной подготовки, как показывает опыт, им делать нечего.
Никакого насыщения рынка труда в Эстонии не будет до тех пор, пока страна относится к группе беднейших стран Евросоюза. Подготовленные в Эстонии специалисты, наиболее активные и конкурентоспособные уезжали, уезжают и будут впредь уезжать в поисках достойной оплаты своего труда и соответствующего уровня жизни. Поэтому с этой точки зрения «шенген» с Эстонией сыграл злую шутку.
Сегодня и в будущем более богатые страны Евросоюза будут поглощать подготовленные в эстонской системе образования трудовые ресурсы. Миграция населения в целом по ЕС - это нормально, но с точки зрения экономики страны – это серьезная проблема.
Допустим, что бизнес хоть как-то способен сдерживать отток работников, но такие социально значимые отрасли как медицина, социальное обслуживание населения требуют ввода административных рычагов сдерживания массового бегства образованных специалистов в другие страны. Например, определенное количество лет, которые каждый дипломированный специалист обязан после окончания учебного заведения отработать в своей стране, в противном случае заплати за учебу полностью, т.е. отдай долг государству, которое эту учебу оплатило.