Редактор дня
(+372) 666 2304
Cообщи

Спортивная медицина как бы в Эстонии есть, и как бы ее нет

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Михкель Мардна опасается, что скоро спортивных врачей станет слишком мало.
Михкель Мардна опасается, что скоро спортивных врачей станет слишком мало. Фото: Тоомас Хуйк

Руководитель Целевого учреждения Eesti Spordimeditsiin (Эстонская спортивная медицина) Михкель Мардна уверен, что без спортивно-медицинской помощи больших побед не добиться.
 

«Если посмотреть абсолютный пиковый уровень спортивной медицины мира, то Эстония до него не дотягивает. Знания близки к пику, но среда, в которой приходится работать, не соответствует знаниям.

Финансовые возможности ограничены, а спортивная медицина сама по себе является нишевой областью, сказал Михкель Мардна, руководитель Целевого учреждения Eesti Spordimeditsiin (Эстонская спортивная медицина), отметившего в минувшую пятницу свое 15-летие. — Мы находимся в хорошем месте, однако здание и помещения, в котором мы располагаемся, не приспособлены для этого.

А ведь результат дают не стены, а люди, которые выполняют эту работу. Я был в аналогичном учреждении в Латвии и могу сказать, что они там сильно отстают от нас. Тогда как Германия и Финляндия значительно опережают нас».

На самом деле, эстонская спортивная медицина топ-уровня уходит корнями глубоко в советское время, когда лечением спортсменов занимался врачебно-физкультурный диспансер. Многие нынешние врачи пришли из того времени. Это хороший опыт, но в то же время это указывает на нехватку хороших специалистов.

Михкель Мардна, есть ли в Эстонии вообще столько спортивных врачей, чтобы обеспечить достаточную помощь, к примеру, спортсменам, выступающим на олимпийском уровне?

Каждый кандидат в олимпийскую сборную имеет личный контакт с целевым учреждением Eesti Spordimeditsiin или с Тартуской клиникой спортивной медицины и реабилитационной терапии.

В то же время, хороших спортивных врачей в Эстонии насчитывается меньше десяти. Проблема в том, что университет более 20 лет не обучал специалистов этого профиля. В прошлом году после долгого перерыва приняли первого резидента спортивной медицины.

Боюсь, что нам предстоит такой период, когда старые кадры уйдут и на какое-то время возникнет вакуум. Если сейчас топ-спортсмены еще находят, к кому обратиться, то через пять-шесть лет такой возможности уже может не быть.

Центр спортивной медицины предусмотрен, в первую очередь, для обследования и консультирования топ-спортсменов, но со временем он расширился и на обслуживание молодых спортсменов.

За год нам удается протестировать более 12 000 юных спортсменов, а всего у нас их около 80 000. Мы просто не в состоянии протестировать их всех, поэтому такое обследованием доступно не всем. Более простой контроль здоровья может провести и семейный врач, но врач, который занимается спортсменом, должен быть знаком со спортивной спецификой.

Топ-спортсмены — необычные люди, тут действительно есть своя специфика. При лечении нужно принимать во внимание то, что карьера топ-спортсмена коротка, что его лучшие годы обычно укладываются в одно десятилетие.

Помимо этого необходимо учитывать приближающиеся соревнования, а в довершение всего — речь, как правило, идет не о самых простых личностях… Учитывая это, спортивная медицина требует дополнительных знаний.

Если бы, например, ушедший из большого спорта Юри Яансон сказал, что у него есть определенные болезни, и спросил, что нужно делать, чтобы выиграть на Олимпиаде медаль, то обычный семейный врач ничего не сумел бы посоветовать.

А спортивный врач — сумел бы.
Чтобы стать хорошим спортивным врачом, нужно потратить много времени, поскольку необходимое для этого чутье появляется только с годами. Точно так же ведущие спортивные физиотерапевты руками распознают, что в мышцах спортсмена не так, и могут сказать, что нужно сделать для улучшения состояния.

В идеале спортивная медицина должна быть для спортс-мена помогающей и вспомогательной.

И да, и нет. Спортивная медицина — понятие широкое, она включает в себя и спортивную травматологию. Есть три основных пункта. Во-первых, травмы, перегрузки и их предупреждение. Во-вторых, лечение травм, в-третьих, восстановление, в котором важную роль играют физиотерапевты.

В Эстонии есть два больших центра спортивной медицины — в Таллинне и в Тарту. В достаточной ли мере спортивные врачи двух городов сотрудничают друг с другом?

Какое-то время обе стороны работали сами по себе, и сотрудничество между ними оставляло желать лучшего. Но за последний год эта ситуация улучшилась. Невзирая на трудности, мы вместе формировали проекты и всегда находили решения.

Противопоставление Таллинна и Тарту — давно устаревший образ мышления. Эстония настолько мала, что тут невозможно солировать — нужно считаться с другими и играть в команде. Мы должны сотрудничать, чтобы получить наилучший для спортс-мена результат. У нас мало топ-спортсменов, если все будут тянуть в разные стороны, мы проиграем другим государствам и быстро деградируем.

Насколько хорошо эстонские тренеры осведомлены о предотвращении травм и правильных тренировках?

Я не могу говорить обо всех тренерах, но в среднем уровень информированности невысок. Находятся те, кто сам интересуется, учится и умеет предотвращать травмы у спортсменов. Медицина не является точной наукой, равно как и тренерская работа, однако работа тренера — это искусство.

Нужно всегда быть энтузиастом, быть мотивированным, а когда это пропадает, уходит и желание самосовершенствоваться. Все реже встречаются такие альтруисты, как наши работники старшего поколения, которые зачастую засиживаются на работе допоздна, исследуя и анализируя данные спортс-менов и разрабатывая правильные рекомендации.

Количество тренеров старой школы сократилось, и решения зачастую принимаются из прагматичных соображений. Общая атмосфера такова — лишь бы как-то сделать свою работу.

Если какой-нибудь активный и развивающийся тренер придет к вам за советом, он может рассчитывать на помощь?

Мы никогда никого не выгоняем. Недавно сюда приходил и интересовался возможностями новоиспеченный главный тренер сборной по дзюдо Алексей Будылин. Тренер должен быть активным, должен сам интересоваться, ведь мы не ходим и не предлагаем себя.

Кроме того, проводится много курсов, лекционных циклов, издаются брошюры с рекомендациями.

Ты работал в команде топ-спортсмена, помогал Кристине Шмигун-Вяхи. Без сотрудничества с врачами невозможно добиться побед?

Без спортивно-медицинской помощи ничего невозможно добиться на абсолютном пике большого спорта. Я убежден в этом!

Комментарии

Ключевые слова

Наверх