Город-курорт надеется после паузы в несколько лет вновь предложить эстонским детям обучение вблизи дома. Поначалу – открыть первый класс, пишет «Северное побережье».
Нарва-Йыэсуу пытается восстановить эстонскую начальную школу
Местное самоуправление должно обеспечить и эстонцам, являющимся в курортном городе нацменьшинством, возможность ходить в школу вблизи дома, полагает директор нарва-йыэсууской средней школы Йоэль Гулявин: «Чтобы по меньшей мере в первой школьной ступени детям не приходилось куда-то ездить для этого».
В 2010 году «Северное побережье» писало, что в Нарва-Йыэсуу нет больше обучения на эстонском языке, поскольку последние ученики начальной школы из числа эстонских ребят отправились учиться в Нарву. До этого их учили с 1-го по 4-й классы в эстонской ветви русскоязычной нарва-йыэсууской средней школы, а в 1997-2010 годах – в отдельном здании в объединенном классе. Затем городские руководители нашли, однако, что если в начальных классах учатся только 6 детей, то нет смысла обучать их отдельно, и решили свести их под одной крышей с русскоязычными учениками. После такого решения горуправления родители эстоноязычных учеников пришли к мнению, что для их детей будет лучше, если те станут учиться в своей домашней языковой среде, и перевели их в нарвскую эстоноязычную школу.
Айме Онно, являвшаяся единственным учителем в эстонском сводном классе, теперь начнет руководить восстановлением отделения. «Только что получила такое предложение и займусь делом: разыщу детей и родителей – и узнаю, сколько бы детей пришло. По нынешним данным, детей может быть до семи человек. Семь учащихся в наших условиях – это очень хорошо».
Она добавила, что самый большой козырь – отдельное пребывание в здании бывшего детсада – ушел. То есть нет уверенности, что эстонские родители окажутся достаточно заинтересованными, чтобы их детей учили в Нарва-Йыэсуу.
По словам Онно, угасание эстоноязычной части началось, по сути, еще до 2010 года; большим ударом оказалось также закрытие пограничного учебного центра в 2005 году, уменьшившее местную эстонскую общину. «Деньги и отсутствие другого учителя были долгосрочными проблемами. Я в одиночку учила сводный класс, состоящий из трех классов. Часть родителей отправила своих детей в Нарву уже потому, что в эстонской части было так мало ребятишек… Решили: мол, что это за школа».
Тех, кто уже поступил учиться в Нарвскую эстонскую гимназию, ловить более не станут. «Откроем поначалу только первый класс, и если дело пойдет, в дальнейшем на работу возьмут и второго учителя», – сказала Онно.
Она добавила, что в лучшие времена в Нарва-Йыэсуу в эстонском отделении школы было 25 учеников и три учителя, а в один год – даже пять классов.