Продолжавшееся четыре года расследование крупнейшего в истории Эстонии отмывания денег ведет ко многим экс-полицейским, а также известным политикам и бизнесменам, пишет Postimees.
Следы отмывания 64 миллионов евро ведут к экс-полицейским и политикам
«За этой темой стоит компания политиков, бизнесменов и людей, связанных с организованной преступностью», – сказал гендиректор КаПо Райво Аэг. Справа от него сидит глава центральной криминальной полиции Райго Хаабу, слева — замдиректора КаПо Ээрик Хелдна. Оба согласно кивают. Все то, о чем говорит Аэг, – длинная, сложная и грязная история, некоторые ее части по-прежнему не раскрыты или являются гостайной.
***
В кабинете Кристы Аас, главы бюро криминального дохода (центральная криминальная полиция), висит большая схема, склеенная из множества листов А4. В вершине схемы – фирма Ateka, от которой сотни нитей ведут к другим фирмам. Указаны и суммы, связывавшие эти фирмы с Ateka. В основном, это российские фирмы, но есть и латвийские.
«Это только часть всей картины, – сказала Аас. – После закрытия Ateka, согласно статистике, перевоз наличных денег в Россию сократился в пять раз».
Если упростить схему, то Ateka действовала в Эстонии следующим образом. Из России и Латвии в таллиннский офис переводились деньги, их конвертировали в доллары или евро, снимали здесь в виде наличных, после чего курьеры Ateka раскладывали деньги по сумкам и чемоданам и везли их назад в Россию. Иногда схему усложняли: переводили деньги с одного счета на другой, создавали новые фирмы, искали «танкистов», запутывали следы, но суть оставалась той же: перевод денег в Эстонию, вывоз наличными в Россию. В начале этого года расследование завершилось, и четырем частным лицам (Антону Геру, Сергею Кириллову, Сергею Голубаеву и Андрусу Коху) было предъявлено обвинение. Судебные заседания по крупнейшему в истории Эстонии случаю отмыванию денег начнутся осенью. Согласно обвинению, в Эстонии были отмыты 64 миллиона евро. Арестовать успели примерно 4 миллиона.
«Однако российские мошенники не знали особенностей эстонского законодательства», – сказал Хаабу. У нас надо доказать предварительное преступление, то есть что деньги получены незаконно.
Доказательство надо провести за два месяца, но на практике так быстро это получается редко, поэтому в девяти случаях из десяти через два месяца счет будет освобожден из-под ареста. В России об этом не знают, поэтому к дельцам приходят люди из Эстонии и говорят: знаете, ваши деньги застряли, дайте нам 20 процентов, и мы дадим взятки эстонским судьям, прокурорам и работникам Бюро данных по отмыванию денег, через два месяца ваши деньги освободят.
На самом деле в эти два месяца они ничего не делают, так как знают, что, с большой вероятностью, деньги все равно освободят из-под ареста: по сути, они продают воздух. Изданию намекнули на то, что одним таким бизнесменом в Эстонии был Вейко Кулла, эту же нишу пытался занять Индрек Пыдер, действовал на этом поприще и Айвар Отсальт.